Елена Хазова
Использование кукол-помощников в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кукол - помощников в образовательном процессе.
Дошкольники любопытны от природы. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
Публикация «Использование кукол-помощников в образовательном процессе» размещена в разделах
Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
В нашем МДОУ «Детский сад 41» г. Новокузнецка в рамках педагоги-ческого совета «Игровые и обучающие технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста» состоялся конкурс «Куклы-помощники».
Задачи конкурса:
- создание условий для организации образовательной деятельности с исполь-зованием игровых приемов; - оригинальность, направленность в изготовлении; - родителей к жизни детского сада.
В своей группе, а работаю я в паре с Филипповой О. В., со старшими дошкольниками, мы решили поселить в нескольких игровых центрах игрушку-персонаж, от лица, которого для детей даются задания, ставятся проблемные ситуации, и т. д. Совместно с родителями нами были изготовлены 7 игрушек: для спортивного уголка – кукла-ростомер - Ростик, для центра познания - Любознарик, уголка краеведения - кузнечик Кузя, Карандаш - для уголка изо деятельности, Дюймовочка - центра экологии, бабушка - Рассказушка для уголка чтения, кот Леопольд - игровой.
Свою презентацию кукол-помощников для коллег и родителей мы решили представить в стихотворной форме, о назначении игрушек рассказывали дети нашей группы.
Так выглядела наша презентация.
Есть семь цветов у радуги,
У песенки семь нот,
А в нашей группе счастливо
Семь жителей живет.
С ними дружат все ребятки,
И об этом по - порядку.
Это Ростик – он спортсмен,
Настоящий супермен.
Как здоровым, ловким стать
Ростик может рассказать.
Это Кузя-кузнечанин
И почетный горожанин,
Про наш край о город знает
И играя, обучает.
В нас разжечь огонь познанья
помогает Любознарик,
Обо всем он знать желает,
И нам в этом помогает.
Про искусство и пейзаж
И понятие коллаж,
Нам расскажет наш помощник-
Этот славный Карандаш.
Экологию любить
И природе другом быть.
Нас Дюймовочка научит,
Нет знатка природы лучше.
Это наша бабушка,
Бабушка-Рассказушка,
Все стихи, загадки, сказки
Она знает без подсказки.
И последний персонаж,
Котик знаменитый наш.
Всем девиз его знать нужно:
«Ребята, играем дружно!»
Таким образом, кукла - помощник, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает Любознарик – рассказывает детям, о каком-либо научном факте; или кот Леопольд напоминает детям правило, что играть нужно дружно). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений. Иначе говоря, использование куклы-персонажа - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.
Немаловажным остается тот факт, что благодаря такой презентации кукол нам удалось включить и детей и родителей в совместную деятельность, показали детям образец, как можно рассказать о своей группе.