Получи документы

Использование художественного слова в формировании целостной катины мира

НАТАША ПРЫГУНОВА
Использование художественного слова в формировании целостной катины мира
▼ Скачать + Заказать документы

Использование художественного слова в формировании целостной картины мира.

Путь формирования эстетического отношения,эстетического осознания начинается для ребёнка прежде всего с накопления разнообразных эстетических впечатлений, особенно зрительных, осязательных, слуховых. Необходимо учить его эмоционально наслаждаться красотой.

Нетрудно заметить: постоянное общение с миром художественной культуры закладывает не только привычку мыслить, сравнивать и сопоставлять, но и непосредственно ведёт к укреплению в нём возвышенных и благородных чувств и мыслей. А что может приблизить ребенка к пониманию прекрасного? Конечно же самое доступное и понятное для него – художественное слово!

Публикация «Использование художественного слова в формировании целостной катины мира» размещена в разделах

Дети знают наизусть много стихов, потешек, песен.

Стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» можно использовать для воспитания нравственных качеств ребёнка, а также порассуждать о противоположных его качествах :

Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице –

Ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы.

Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

Этот мальчик очень милый,

Поступает хорошо.

От вороны карапуз убежал, заохав

Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо!

Этот хоть и сам с вершок,

Спорит с грозной птицей.

Храбрый мальчик, хорошо,

В жизни пригодится.

В приведённых отрывках оценивается поведение малышей. На вопросы воспитателя: Какой мальчик? Как он поступает? Кто он? Дети соответственно легко находят ответы на поставленные вопросы: грязный – чистый, трусливый – храбрый, хорошо – плохо.

Во время изучения и закрепления знаний детей о временах года необходимо вне занятий чтение художественной литературы и заучивание стихов о временах года.

Как правило дети лучше усваивают стихи, чем прозу. Вне занятия можно провести игру «Кто больше?» - На доску вывешиваем шуточный портрет малыша.

Воспитатель говорит: - Весна разбудила Колю Веснушкина и он принёс вам весё лое стихотворение о весне :

«Что, весна, ты принесла?»

И ответила весна –

«Принесла я вам,ребятки,

Лейки,грабли и лопатки

Первые подснежники,

Жёлтые скворечники,

Принесла я вам грачей,

И скворцов,и зябликов,

И несёт любой ручей

Целый флот корабликов.

И ещё я принесла

Много света и тепла.

Прыгалки салки,

Новые считалки»

Все ребята удивились

Как-то сразу появились

Почки клейкие в лесу

Травка на опушке

И у Коли на носу

Первые веснушки.

В этом стихотворении есть всё, что характеризует весну. Спросить у детей :

Кто больше назовёт, перечислит : -Ч то же принесла нам весна?

Как правило дети не назовут ничего лишнего. И это накрепко осядет в их памяти.

Мы рассказываем детям о бережном отношении к книге. Простые доводы, как правило, не сразу приносят плоды. Можно от лица книги процитировать отрывок из стихотворения М. Ильина «Две книжки» :

«. .. – Ох, милая, мне стыдно перед классом!

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки.. . оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей.. .

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!

Поговорить с детьми об отношении к книгам, что без книг мы бы ничего не знали:

Книг заветные страницы

Помогают людям жить

И работать, и учиться.. .

. .. Прочитаешь ты книги о морях,

Снеговых вершинах,

О звёздах, птицах и зверях

Растеньях и машинах.»

Повторять детям пословицу :

Кто много читает, тот много знает.

Другая пословица говорит : «Кто много читает, тот много знает»

Рабочий читает книги о станках и машинах, врач о том,как лечить людей, учитель-как учить и воспитывать детей. Обратить внимание детей, что школьники тоже учатся по книгам.

Прививая детям культурно-гигиенические навыки, особенно в младшем возрасте необходимо использовать потешки т. к. всё обучение должно идти в игровой форме

Так,например, всем известная потешка : «Водичка, водичка.. .» или стихотворение М. Газнева:

Куклу рано разбудила:

-Вот тебе вода и мыло,

Надо если даже лень

Умываться каждый день!

Часто, особенно летом, можно видеть- у одних детей полотенце чистое, у других отчетливо видны следы от грязных рук. Исправить положение можно,прочитав отрывок из стихотворения «Полотенце»(перевод с грузинского В Приходько)

Кто не моет руки с мылом?

От среды и до среды?

На мохнатых полотенцах

Отпечатаны следы.

Попросить детей показать свои ладошки: грязные помыть с мылом-

А намыли – ругать не будем

То что было позабудем

Позабудем то, что было,

А научим мыться с мылом!

После того, как все помыли руки, можно обратиться к детям

Нужно мыться неприменно

Утром, вечером и днём.

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Чтение стихов,пение песен,потешек целесообразно сочетать с восприятием ребёнком родной природы в часы прогулок в лес, на море, на луг, в парк.

Стихи звучат,как задушевный рассказ. Это даже не рассказ, а разговор с ребёнком.

Взрослый должен умело сочетать наблюдения реальной действительности и художественное чтение, одухотворяющее восприятие текущего момента.

Как нравится горошинам

Лететь, лететь в ладоши к нам

Но все бегут от них

От капель дождевых.

Горошины! Горошины!

Всё ими запорошено

Стеной стоит вода,

Не выйдешь ни куда!

Наблюдая за деревьями можно прочитать детям стихотворение Ф. Сефа «Осина» :

В саду осеннем у дорожки

Осина хлопает в ладошки

Вот почему на той недели

Её ладошки- покраснели.

Любовь к природе, забота о ней, делает человека добрее. Она источник доброты. Хочется сделать, что-нибудь хорошее и здесь можно зачитать отрывок из стихотворения Самеда Вургуна:

. . .Давай пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Стихи вбирают в себя неподдельные детские голоса, ребячий смех,ребячье мироощущение. При виде радуги можно описать многокрасочный спектр радуги:

Держит над лугом

Радугу лето –

Жёлтая лента,

Красная лента,

И золотая горит полоса:

Ах, у меня разбежались глаза!

Наблюдая за небом, облаками, можно обратить внимание на некий образ, например:

Облако, облако

Белая отара

Лишь овечка одна от неё отстала.

Во время наблюдений за растениями луга в разное время года воспитатель может использовать стихотворение :

Если в майский день пришёл ты,

Чуть с полей сбежал снежок,

Ты увидишь жёлтый, жёлтый

Ослепительный лужок.

И опираясь на это стихотворение вести беседу и наблюдение сдетьми:

- Отчего пожелтел луг? Какие цветы желтого цвета?

Дети сразу вспоминают мать – и – мачеху и одуванчики.

В конце лета приходя на луг дети легко отгадывают загадку:

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал

Лежит у речки голубой

И желт, и синь, и ал.

(Луг)

Дети без особого затруднения объясняют почему луг жёлтый, синий,алый.

Во время летних работ на участке дети увлечённо будут работать рядом если воспитатель будет между объяснениями и работой вставлять художественное слово :

Лопатой – раз, лопатой – два,

Здесь будет зеленеть трава

А там появятся цветы

Которые посадишь ты

И чтоб закончить всё быстрей

Работать надо веселей!

Радость детей будет всеобщей и каждый ребёнок понимает, что его труд нужен и полезен. Зимой при строительстве горки работа пойдёт дружнее и веселее если привлекать ребят не простыми указаниями, а используя стихотворную форму :

Собирайся, детвора, будет здесь у нас гора

Кто один – совок держи!

Кто вдвоём – ведро бери!

Все за дело – раз, два, три!

И гора растёт – смотри!

По окончанию строительства горки: -

Собирайся, детвора, вот и выросла гора!

Кто смелей – наверх давай!

Кто за ним – не отставай!

Побежали – раз, два, три!

Через художественное слово расширяются знания детей о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и растительный мир,человек и результаты его труда,человек и растительный мир,человек и животный мир и многое другое.

»

Публикации по теме:

Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями во второй младшей группе ЦЕЛЬ ОО «Музыка» • развитие музыкальности детей, • развитие способности эмоционально воспринимать музыку ЗАДАЧИ: • развитие музыкально.

Развивающие игры по изобразительной деятельностиРазвивающие игры по изобразительной деятельности «ЦВЕТНОЙ ДОЖДИК» ЦЕЛЬ: Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при проведении НОД по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование художественного слова в формировании целостной катины мира
Опубликовано: 26 октября 2013 в 09:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование художественного слова в формировании целостной катины мира» (включая файлы) размещена пользователем НАТАША ПРЫГУНОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД