Аноним
Использование активных методов в рамках преподавания языка в среднем профессиональном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность обучающихся. В чем изменяется роль студента? Студент становится активным участником учебного процесса. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Публикация «Использование активных методов в рамках преподавания языка в среднем профессиональном образовании» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – учить языку как средству общения, ведущим методическим принципом следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать обучающихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов со студентом и студентами между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. [5]
К активным методам обучения, применяемых на уроках иностранного языка, относятся: игровые методы, проблемное обучение, семинар-дискуссия, круглый стол, мозговой штурм. Рассмотрим их более подробно.
1. Педагогическая игра.
Без игровых действий закрепление в памяти обучающихся иностранной лексики происходит, по мнению ведущих методистов, менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность обучающихся, что отражается на качестве усвоения учебного материала. [1]
В зависимости от целей урока используются грамматические, лексические, фонетические, орфографические и творческие игры.
Целью грамматических игр является обучение употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создание естественной ситуации для употребления данного речевого образца, развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.
Цель лексических игр тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетанием слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию обучающихся.
Фонетические игры практикуют и развивают произносительные навыки.
Цель орфографических игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти обучающихся, часть – на некоторые закономерности в правописании английских слов.
Цель творческих игр научить понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации, развивать слуховую память. Такие игры формируют у студентов навыки говорения, аудирования.
При обучении письму и письменной речи можно использовать так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны для обучающихся. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся веселые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Интерес вызывают такие задания, как: восстановите начало и конец истории; восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам; измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание); ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.
2. Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или
иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. В условиях ролевой игры студент оказывается в ситуации, которая характерна для его реальной профессиональной деятельности и которая ставит его перед необходимостью изменять свои установки. Так создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры [4]
3. Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания обучающихся
приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами, который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.
4. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
На семинаре-дискуссии студенты учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одногруппника. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать. Так, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры. [2]
5. Круглый стол — это одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у студентов вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Важное условие при организации «круглого стола» : нужно, чтобы он был действительно круглым, т. е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза».
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными : обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.
6. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить такие задачи, как: творческое усвоение студентами учебного материала; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес студентов. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед обучающимися как учебная задача. [3]
В начале занятия преподаватель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит обучюащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.
После этого формируется несколько рабочих групп по 3—5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.
На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.
К активным методам обучения можно отнести метод проекта и использование ИКТ и другие.
Таким образом, использование активных методов в рамках преподавания иностранного языка в системе среднего профессионального образования эффективно решают целый ряд задач:
- формируют не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;
- воспитывают системное мышление студента, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
- дают целостное представление о профессиональной деятельности;
- учат коллективно-мыслительной и практической работе, формируют социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывают ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива и общества в целом.