Татьяна Зевякина
Формирование у детей навыков здорового образа жизни. Исследовательский проект «С витаминами дружу — быть здоровым я хочу»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность исследования :
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Дети в недостаточной степени имеют представления об овощах и фруктах, их пользе для человека и содержащихся в них витаминах, необходимых для жизнедеятельности организма.
Публикация «Формирование у детей навыков здорового образа жизни, Исследовательский проект „С витаминами дружу — быть здоровым я хочу“» размещена в разделах
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Люди много говорят о здоровье и хотят быть здоровыми, именно поэтому, мы решили выяснить – действительно ли витамины помогают сохранить и укрепить здоровье детей!
Мотив:
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. И особенно важно уметь правильно организовывать свое питание. Кроме того, человек, умеющий правильно, с пользой есть, всегда привлекателен, однако следует подчеркнуть, что эти навыки легче всего и надежнее формируются в детстве. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного).
Руководитель и участник проекта :
Воспитатель - Зевякина Татьяна Ивановна.
Дошкольник - Коробкин Владислав (5 лет).
Цели проекта :
Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у ребенка целостного понимания здорового образа жизни.
Расширение представлений детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей об овощах и фруктах; познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для человека.
2. Развивать познавательные и творческие способности детей.
3. Воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.
Тип проекта :
Исследовательский.
Гипотеза исследования :
Если полноценно питаться и регулярно принимать витамины, то человек меньше подвергается влиянию болезнетворных организмов.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
Провели анкетирование среди воспитанников нашей группы и выяснили их отношение к роли витаминов. Выяснилось, что мало кто знает об их пользе
Определили тему проекта, остановились на заголовке - «С витаминами дружу – быть здоровым я хочу».
Собрали информацию об истории возникновения витаминов, о влиянии витаминов на здоровье человека.
2. Основной этап:
Среди детей была проведена викторина о витаминах.
В группе организовали выставку рисунков о правильном питании.
Провели дидактические игры. А также поиграли в сюжетно-ролевые игры.
Совместно с родителями выпустили плакат по здоровому образу жизни.
Пригласили на познавательно-исследовательское занятие, посвященное витаминам, медицинскую сестру нашего сада с докладом «Классификация витаминов».
3. Заключительный этап:
Подвели итог, что витамины играют очень важную роль в жизни человека. Не употребляя их в пищу, мы можем очень сильно заболеть. Поэтому нужно питаться правильно и постоянно есть свежие фрукты, овощи и другие продукты, содержащие большое количество полезных веществ.
База для реализации проекта :
МБДОУ № 85.
История витаминов.
Впервые в 1881 г. русским врачом Н. И. Луниным была доказана необходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные из молока компоненты пищи – белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащие на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали.
Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни, вещества. Польский ученый Функ дал этим веществам название – витамин. С тех пор было открыто много витаминов, определена их роль, изучено их строение, большие успехи имеются в их производстве, то есть искусственном получении.
ВИТАМИНЫ – жизненно необходимые вещества для поддержания основных функций нашего организма. Недостаточное их поступление приводит к сбоям в работе различных систем, снижаются защитные силы и устойчивость организма к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, ускоряется старение организма.
В толковом словаре Ожегова сказано:
ВИТАМИН - органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.
Витамины в пище.
Здоровье человека во многом зависит от того, насколько полезную пищу, мы употребляем. Польза продуктов основана на содержании в них полезных веществ – витаминов и микроэлементов. Особенно важны витамины в рационе детей. Им они необходимы для роста, правильного формирования мышечной, костной и других систем.
Каждый день нужно находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Виды витаминов.
Каждый витамин выполняет свою собственную функцию, и один витамин не может заменить другой:
- ВИТАМИН А обеспечивает хорошее зрение, необходим для иммунной системы; содержится в продуктах животного происхождения, богаты им морковь, томаты, красный перец, щавель, зеленый лук.
- ВИТАМИН В1 повышает устойчивость к умственным нагрузкам; содержится в бобовых культурах, крупах.
- ВИТАМИН В2 поддерживает нормальное состояние кожи, волос и ногтей; наибольшее количество содержится в печени, молочных продуктах.
- ВИТАМИН В5 улучшает питание мышц; содержится во многих продуктах растительного и животного происхождения.
- ВИТАМИН В6 участвует в кроветворении, регулирует функцию ЦНС; содержится в мясе, рыбе, молоке, печени.
- ВИТАМИН В12 обеспечивает организм энергией; содержится в печени, рыбе, мясе, молоке,сыре.
- ВИТАМИН Вс участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот; содержится в помидорах, яблоках, картофеле, капусте, зелени.
- ВИТАМИН С защищает от вирусных и бактериальных инфекций, улучшает состояние кожи, способствует усвоению железа; наиболее богаты им шиповник, черная смородина, красный перец, апельсины, лимоны.
- ВИТАМИН Д участвует в формировании зубов и скелета; содержится в рыбе, масле сливочном, яичном желтке.
- ВИТАМИН Е улучшает общее самочувствие, повышает выносливость при физических нагрузках и занятиях спортом, повышает упругость и сохраняет влажность кожи; содержится в арахисе, горохе, кукурузе, в зеленых овощах.
- ВИТАМИН К влияет на свертывание крови; содержится в капусте, моркови, томатах.
- ВИТАМИН РР принимает участие в работе желудочно-кишечного тракта; содержится в мясе, молоке, горохе, бобах, грибах, гречке.
- ВИТАМИН Н поддерживает нормальное состояние кожи.
Чем грозит недостаток витаминов у детей.
Дефицит витаминов у детей приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов С, В1, В12, А, Е; раздражительность и беспокойство – витаминов С, В1, В6, РР, высокая восприимчивость к инфекциям – витаминов С и А, бессонница В6 и РР. Отсутствие витамина D в пище приводит к развитию у детей рахита (отставание в росте, деформация кости). Если в организм мало поступает витамина А, может появиться болезнь «куриная слепота» и др.
Как не допустить дефицит витаминов.
Время – злейший враг витаминов.
Чем дольше хранятся фрукты и овощи, тем меньше в них остается полезных для нас веществ и витаминов. Мы бы рады налегать на растительную пищу, но, во-первых, не сезон, а во-вторых, витаминный дефицит этим все равно не ликвидировать.
Ликвидировать дефицит витаминов можно с помощью поливитаминных комплексов, предназначенных для детей разного возраста.
Современный поливитаминный комплекс содержит полный набор витаминов в количестве, сопоставимом с возрастным рекомендуемым суточным потреблением. Все витамины, входящие в их состав, полностью идентичны «природным», присутствующим в натуральных пищевых продуктах.
Научные исследования подтверждают, что поливитаминные комплексы необходимо принимать постоянно.
Это способствует:
- повышению работоспособности, выносливости;
- повышению сопротивляемости к заболеваниям;
- улучшению состояния кожи, волос, ногтей;
- улучшению памяти и усвоения учебного материала.
Стихи.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамина «А», «В», «С».
Сливы, яблоки и груши
Не спишите сразу кушать,
Не кладите сразу в рот.
Заболит у вас живот.
Пыль к ним всякая пристала,
Отнесите их домой,
И помойте их сначала
Кипяченною водой.
В огороде для Полины
Поспевают витамины.
Вот висят на каждой ветке
Разноцветные таблетки:
Ярко-красные – малина,
Рыжеватые – рябина;
Синие – ирги горошки,
Да смородины сережки –
Алые, блестящие.
Пробуй – настоящие!
Пословицы и поговорки.
Дал Бог здоровья, счастья найдем.
Здоров будешь – все добудешь.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Овощи – кладовая здоровья!
Здоровья пожелаешь – счастье повстречаешь.
Крепким стать нельзя мгновенно, закаляйся постепенно.
Солнце, воздух и ЕДА (витаминная) – наши лучшие друзья.
Заключение.
В ходе исследования мы узнали, что для детей витамины особенно важны, от них зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.
Поэтому все витамины одинаково полезны, нельзя исключить из питания ни один из них.
При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов.
В случае появления, особенно весной, вялости, головных болей, ухудшения аппетита, раздражительности следует подумать о том, хватает ли в пище витаминов.
Мы считаем, что в своем проекте доказали, что организму ребенка необходимо принимать витамины.