Юлия Рыжкова
Исследовательская работа «Патриотическое воспитание дошкольников посредством систематической работы в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ
Детский сад «Рябинка»
с. Березина Речка
___Н. Н. Плюхина
Тема : «Патриотическое воспитание дошкольников посредством систематической работы в детском саду»
Воспитатель разновозрастной подготовительной группы:
Рыжкова Юлия Борисовна
Саратов 2014г.
Введение :
Публикация «Исследовательская работа „Патриотическое воспитание дошкольников посредством систематической работы в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В нашем детском саду «Рябинка» села Березина Речка одной из главных задач на учебный 2013-14г. является привитие подрастающему поколению
нравственно-патриотического воспитания. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Через ряд, проведенных мероприятий: беседы, развлечения, проекты, исследования удаётся воскресить человеческие ценности доброта, любовь к ближним, родным, сопереживание, познание истории своей страны.
Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, Русь, гордость за свою страну. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В феврале 2014 года в нашей стране прошло великое мероприятие – ОЛИМПИАДА. Состоялось это масштабное событие в городе СОЧИ. Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые показали силу и мощь нашего народа, сплоченность, гордость за нашу страну, наших спортсменов. И это важное событие мною также было отражено в проекте. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
К настоящему времени рассмотрены различные аспекты патриотической темы. Теоретические и методологические основы патриотического воспитания подрастающего поколения получили освещение в трудах М. Н. Аплетаева, Н. И. Болдырева, А. В. Беляева, И. А. Долголевой, Р. Г. Гуровой, И. С. Кона, Э. И. Моносзона И. С. Марьенко, Г. М. Филонова и ряда других авторов.
В семье
Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что
история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то.», «Здесь строится.», «Это музей знаменитого писателя.» и т. д.
Рассматривая иллюстрированные книги по истории родного края, фотографии народного костюма, предметы быта наших родственников, дошкольники учатся видеть и ценить старину, понимать как много лет нашему народу и сколько накоплено знаний, культурных памятников за всю историю родного города, страны.
При работе с родителями использовались такие формы работы как :
-Анкетирование родителей «Мой ребенок»
-Индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания.
-«Роль моей семьи в жизни нашего села», «Мы- будущее России», «Я в ответе за свой край».
-«Праздники и развлечения в детском саду»
-Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
Создание праздничных проектов в нашей группе с участием родителей: «Мамой второй тебя мы зовём», «Олимпиада в России», «Полёт в космос»«Город,
В повседневной жизни
Дошкольники познают окружающий мир и помогает ему в этом игра. Русские народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игры - своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом т. д. Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых. Пересчету придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались, - стали пересчитываться и дети. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно - дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).
Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу - значит охранять Родину. Периодически все вместе, воспитатели, дети и родители должны выходить с «экологическим патрулем» для очистки прилегающей территории. Тем самым, давая ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развиваю-щуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
Одним из главных условий гражданско-патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка - дошкольника не велик и не сложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села.
Воспитание любви к родному краю у дошкольников - это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, а также посредством календарно-обрядовых праздников с привлечением родителей. Только в совместной работе детского сада и семьи можно воспитать полноценного гражданина нашей страны.