Рита Кантуганова
Исследовательская деятельность «Как появилась кукла?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
рассказать историю возникновения куклы и показать ее роль в жизни человека.
Задачи:
1) раскрыть процесс развития и изменения куклы;
2) показать материал, из которого создавалась кукла в разные времена;
3) определить применение куклы.
Гипотеза:
доказать, что с развитием человеческого общества изменялись внешний вид, значение и использование куклы.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Проблема заключается в том, что можно дожить до глубокой старости, играя в детстве куклами, вырастить детей и внуков, не зная историю игрушек.
Кукла – это самая любимая игрушка детей. История игрушек имеет такую же летопись, как история человека. Игрушки появились одновременно с появлением человека. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла.
Кукла – это игрушка в виде фигурки человека (или животного).
Эволюцию куклы можно условно поделить на четыре этапа:
1) Первые куклы были обнаружены в египетских пирамидах 4 тыс. лет назад и выражали мировоззрение первобытного общества. Она была выполнена из примитивного материала: камней, дерева, простой или слоновой кости. Куклы использовались для религиозных ритуалов или в качестве «идола» для изгнания злых духов, вреда, смерти, болезни и несчастья.
2) Ремесло по изготовлению кукол возникло в Древней Греции 5 веков до нашей эры. Их делали из терракоты (обожженной глины) в городе Сордис, который был центром игрушек и выгодно расположен на торговом пути в Персию. Так как наша страна долгое время оставалась аграрной и не каждая семья могла позволить себе купить куклу, то их чаще делали вручную. Пока дети были маленькими кукол шили бабушки, мамы и старшие сестры, а с пяти лет любая девочки могла создать себе потешку.
Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть что-то свернутое. Куклу научилась сворачивать из старых лоскуткой ткани, в которые набивали золу, вату, зерно, паклю. А также лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена, соломы. Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в военной службе, уюта и благополучия в доме.
Отметим тот факт, что куклы наших прабабушек тоже выполнялись из подручного материала. Так как их детство совпало с тяжелыми послевоенными годами и многим приходилось работать на полях, помогать взрослым по хозяйству и ухаживать за младшими сестрами и братьями. (Например: пеленашка).
3) Золотым веком кукол принято считать конец 19 и начала 20 века. В период отмены крепостного права и промышленной революции в Европе из Франции (Англии и Германии) привозили фарфоровых кукол. Это красота, эстетика и целый пласт ушедшей культуры, который манит своим очарованием и таинственностью. Куклу украшали драгоценными камнями или жемчугом. Она являлась семейной ценностью в богатых дворянских и королевских семьях, передавалась из поколения в поколение. Маленькие барышни играли ими под присмотром гувернанток. Теперь такую куклу можно увидеть только в музеях.
4) Современная кукла умеет говорить, ходить, плакать, спать и даже капризничать. Раньше о таких куклах можно было только мечтать.
В настоящее время существует огромное многообразие кукол: пластмассовые, пластиковые, тряпичные, вязанные, перчаточные, теневые (проектируемые на экран как тени или силуэты, марионетки (куклы, управляемые актером кукловодом, бумажные, механические, куклы-сувениры, матрешки, неваляшки, манекены, куклы для заварочного чайника, куклы-двойники знаменитостей. По размерам куклы бывают от дюйма (например, на брелках для ключей) и до двух метров (например, манекены на витринах магазинов).
Самая молодая кукла – это кукла Барби. Она появилась в 1959 году в американской семье Рут и Эллиот Хендлеров и была названа в честь их дочери. Позднее у нее появился муж Кен, дети, сестры и подруги, в том числе темнокожие. Она имеет дом с садом и бассейном, личный автомобиль, гардероб, аксессуары и домашних животных. Она уверенно шагает в ногу со временем.
Сегодня куклы чаще всего можно встретить в детских садах. Обычно ими играют девочки. Проявляя материнский инстинг, они переодевают, кормят, заплетают косички, разговаривают с куклами, бережно и ласково относятся к ним и любят их как живых.
О куклах писатели пишут книги, композиторы сочиняют музыку и песни, режиссеры снимают мультфильмы, художники рисуют картины.
Вывод: Кукла сохраняет и передает в своем образе культуру, самобытность и характерные черты создающего ее народа.
При проведении исследовательской деятельности был собран материал, который раньше использовался для изготовления кукол.
Материал.
Кости, камни, дерево.
Зола.
Опилка.

Зерно.

Береста.

Глина.

Воск.

Сено.

Пакля.

Лыко.
