Галина Макарова
Интерактивное занятие «Дон-батюшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ДОН-БАТЮШКА»
Цель: Формирование у детей интереса к истории донского казачества.
Задачи:
Образовательные:
1. Рассказать о значении реки Дон в жизни казаков.
2. Познакомить детей с историей, культурой донского казачества.
Обогащение и активизация словаря: распевы, кундюбочка.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к истории родного края.
2. Побуждать к выражению собственного отношения к красоте Донской земли.
Публикация «Интерактивное занятие „Дон-батюшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства любви и уважения к своим предкам, к своей ма-лой родине.
2. Воспитывать ережное отношение к природе.
Обогащение словаря: запевала, наигрыши, донской рылей.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «На Дону то было, на батюшке».
Методы и приемы: рассказ воспитателя с опорой на наглядность, объяснение значения новых незнакомых детям слов.
Ход занятия:
Дети входят под пение «Казачата»
Здорово дневали, казачата.
Рада, что собрались вы на нашем майдане о жизни погутарить, про старину вспомнить.
1. Как хорошо сейчас в нашем родном крае! Наконец-то в донскую степь весна пришла. 2. Ожила земля-матушка, задышала полной грудью. Забилось ее большое доброе сердце. 3. Знаете, казаки ведь считали, что природа – тоже живая. Она чувствует, дышит, помогает своим детям-казакам. 0. Возьмитесь за руки, заведите круг. Круг у казаков – символ добра, дружбы. А теперь представьте, что все мы – одно большое сердце нашей донской земли. Вздохните глубоко, медленно выдохните, еще раз. А теперь послушаем, как бьется сердце: тук-тук-тук. Идем в круг – из круга, выстукивая ногами удары сердца. Прислушайтесь: туки-тук, туки-тук… Чувствуете тепло нашего общего сердца? Посмотрите в глаза ребенка, стоящего напротив вас и улыбнитесь ему. Давайте сохраним тепло наших улыбок до самого конца занятия. Присаживайтесь, донские казачата!
4. А как вы думаете, почему наших предков-казаков называли «донски-ми»? (ответы детей) Потому что селились казаки по берегам великой реки Дон.
5. Посмотрите, как красива природа Донского края, 6. как величава наша река (показ слайдов)
7. У Дона Тихого, в ночной глуши,
Когда вокруг нет ни души,
Ты затаись и не дыши,
Чтоб услыхать, как камыши
Шуршат в таинственной тиши,
Как хдюпает лениво сом
Своим серебряным хвостом.
Его, в ответ, так же лениво,
Волна шутливо-шаловливо,
По боку шлепает игриво.
И ты, увидев это диво
Луной залитого залива,
Дыханье глубже затаи.
И вдруг почувствуешь в крови
Тепло родной донской земли.
Казаки посвящали Дону свои лучшие песни. 8.(слушание «Дон Иванович»)
0. Сейчас вы слушали старинную песню донского казачества - «Дон Иванович». В ней Дон назывался батюшкой. Как вы считаете, почему? Река ведь не живая! (ответы детей)
В семьях казаков отец (батюшка) был главой семьи, хозяином. От него зависел достаток в семье, он был защитником и опорой для всех. Так и Дон, как заботливый отец, щедро кормил своих детей-казаков рыбой, защищал от врагов (ведь часто хутора располагались на речных островах, и река заменяла крепостную стену). Кстати, наш город Константиновск (бывшая станица Бабская) также расположен на берегу Дона. Но изначально «Бабский хуторок» (пра-прадедушка нашего города) стоял на островке посередине реки. А еще, сильные, быстрые воды реки несли к казачьим станицам корабли из разных краев Земли.
Что вы можете сказать о ее характере? (определение характера песни, средств музыкальной выразительности) Наверное, сложно было сразу разобрать слова? Многие из них распевались – растягивались, чередовались со звуками е-е-е, а-а-а. Это особенность казачьих песен. Распевы, как волны в широком Дону, как ветер в бескрайней донской степи, придают песне широту, наполняют ее воздухом, светом. А вы обратили внимание, что сначала запел один казак, его так и называли – запевалой. А потом к нему присоединились остальные.
Запевала сам придумывал украшения к песне - распевы (или наигрыши, как называли их казаки) прямо во время пения, а хор повторял за ним. Попробуйте тоже повторить за мной наигрыши. Для этого нужно быть очень внимательным. Сначала разбудим наши ушки. Споем в унисон один звук: а-а-а…9,10, 11,12,13.
14. Попробуем тоже спеть старинную казачью песню о нашей великой реке. Запевалой будет сегодня Сережа. Старайся петь широко, полной грудью, но не кричи. А мы будем тебе подпевать. Итак, песня – «Дон ты вольный»… (дети поют)
0. О чем эта песня, ребята?
Мы пели сейчас а-капелла, то есть без сопровождения музыкальных ин-струментов. Казаки очень часто пели именно так. Но иногда они подыгрывали себе на музыкальных инструментах. 15. Как называется этот инструмент? (треугольник). Казаки называли его «трензель». Вообще-то трензель – это часть лошадиной сбруи. Ею казаки звенели во время пения. Потом придумали вот такой инструмент, а название «трензель» сохранилось. 16. А это что? (бубен). 17. Этот удивительный музыкальный инструмент называется «донской рылей». Послушайте, как он звучит. 18.
А маленькие казачата играли на всем, что под руку попадется. Лишь бы звучала игра слаженно, четко, ритмично.
Попробуем и мы сыграть песню «Ой, донские казаки». Пусть и наша звонкая музыка разольется над Доном батюшкой! Для каждого инструмента будет свой ритмический рисунок. 19. Треугольник будет звучать вместе с ложками: та-та-ти-ти-та. Погремушки: ти-ти-ти. Бубен начинает игру с паузы: эс-ти-эс-ти-эс-ти-та. Сыграем под музыку, а я побуду в роли дирижера…
Оркестр:
20. Как донские казаки, как донские казаки.
21. Казаки-казаки, казаки-казаки.
22. По станице гуляли, по станице гуляли,
23. Гуляли-гуляли, гуляли-гуляли.
24. Молодушек любили, молодушек любили.
Любили-любили, любили-любили.
25. К одной двое ходили, к одной двое ходили.
26. Ходили-ходили, ходили-ходили.
27. Да, донские казаки были не только смелыми воинами, но и очень талантливыми людьми. А сейчас, как вы думаете, есть в наших краях настоящие творческие, талантливые люди?.
28. Перед вами картины нашего земляка Кирияк Николая. Он живет в нашем городе. А когда-то этот замечательный художник ходил в наш детский сад! Посмотрите, с какой любовью изобразил Николай Донские пейзажи. 29. Обратите внимание, как в реке отражается берег – словно в зеркале. 30. Вы любите свой родной край, широкий Дон? Попробуем нарисовать его?31,32.
33. Я вижу, с какой любовью изобразили вы нашу славную реку Дон. Давайте же помнить, что природа нашего края заботится о нас. Будем же и мы бережно относиться к ней! 34. Ведь вы – донские казачата. Помните об этом.
0. До скорой встречи, друзья! Или, как гутарили (то есть говорили) казаки: покедовичи, бывайтя с Богом!