Татьяна Федосеева
Формирование интереса детей к национальной культуре и традициям. Интегрированное занятие в младшей группе «Весёлые матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Веселые матрешки
Задачи:
Способствовать формированию интереса детей к национальной культуре и традициям;
Продолжать знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору, по месту производства и выделять отдельные элементы русской национальной одежды.
Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.
Публикация «Формирование интереса детей к национальной культуре и традициям, Интегрированное занятие в младшей группе „Весёлые матрёшки“» размещена в разделах
Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца
Закреплять навыки аккуратного раскрашивания матрешки; развивать эстетический вкус детей : умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности
Интеграция : «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.
Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.
Художественное творчество: Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Коммуникация: расширять словарный запас. развивать связную речь
Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.
Физическая культура : дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Оборудование. Набор матрешек, бутафорская матрешка, аудиозаписи русской народной музыки, сундук, лукошко, заготовки деревянных матрешек, платок, гуашь, ватные палочки, атрибуты к игре «Карусель».
Предварительная работа. Посещение музея матрешек.
Беседы, рассматривание, игры с матрешками, разучивание танца матрешек, частушек.
Ход занятия:
(Дети входят в зал, здороваются с гостями и уходят за бутафорскую матрешку).
Воспитатель: (около матрешки)
Мы сегодня вас решили
К себе в гости пригласить
А мальчишек и девчонок –
Всех в матрешки нарядить!
Завязали им платочки
Подрумянили им щёчки
Получилось всем на диво
И забавно и красиво.
Громче хлопайте в ладошки
Вот они – матрешки-крошки.
Дети матрёшки исполняют танец «Матрешек»
Восп-ль. Вот матрёшки встали вряд
Что-то нам сказать хотят.
1. дев. Мы маленькие крошки
Забавные матрёшки
2 дев. Мы матрёшки, мы кругляшки
Все мы лаковые, одинаковые
Восп-ль. Ну, матрешки, всем на диво
Танцевали вы красиво
Давайте сядем, отдохнем
Поговорим о том, о сем.
(взять корзину с матрешками)
Дети и воспитатель берутся за руки, образуя круг, приседают на колени. У воспитателя корзина с матрешками.
Вос-ль. А поговорим сегодня мы о!
Загадка.
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.
Дети. Матрешки
Восп-ль. Да, сейчас, мы с вами продолжим разговор о старинной русской народной игрушке, о Матрешке.
«А у меня в лукошке
Тоже есть Матрешки»
(достаю две Матрешки Загорскую и Семеновскую)
Посмотрите на этих Матрешек, какие они разные.
Почему они разные?
Давайте вспомним, из какого города эта матрешка (Показывает Загорскую)
Дети. Из Загорска
Восп-ль. Почему вы так думаете?
Дети. Она одета в русский сарафан, вышитый узорами.
- На ней яркая кофточка с вышивкой.
-Волосы у неё светлые.
-Загорские мастера расписывают свою матрешку красной, зеленой, желтой, голубой красками.
Восп-ль. А эта матрешка, откуда к нам пожаловала (показываю Семеновскую)
Дети. Из Семенова.
Восп-ль. Почему вы так думаете?
Дети. Семеновская матрешка стройная.
-На голове желтый платок (полушалок, украшенный завитками и цветной каймой.
- Волосы и глаза черные.
- Одета в красный сарафан с белым передником.
- В руках держит букет ярких роз, (цветов).
- Расписана – красной, малиновой, зеленой, синей, фиолетовой красками.
Восп-ль. А что же у всех матрешек общего? Чем они похожи?
Дети. - Они деревянные (сделаны из дерева)
- У них платок на голове (полушалок)
- Сарафан и передник.
- Все игрушки раскрываются на две половинки.
- В каждой находятся другие матрешки, поменьше.
Восп-ль. Да, матрешка, старинная традиционная, народная игрушка.
Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
Русская матрешка – наш русский сувенир, в традиционной крестьянской одежде сарафане, платке (полушалке, переднике.
Матрешка – путешественница, откуда бы, не приезжали люди в нашу страну, они обязательно увозят к себе на родину нашу матрешку. (воспитатель идет к выставке матрешек)
Восп-ль. Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько матрешек пришло к нам в гости. Покажите, пожалуйста, какие, из них Загорские, а какие из города Семенова.
(Дети называют и показывают)
Восп-ль. А эти матрешки приехали к нам из других городов. Посмотрите, какие они красивые, яркие и нарядные но, с ними мы будем знакомиться позже.
(беру карусель)
Восп-ль. А сейчас давайте с вами поиграет в народную традиционную игру «Карусель».
«Закрутили, завертели
Колесо у карусели
Весело, весело
Всем нам ехать весело
Дети берут ленточки
Звучит музыка «Из под дуба»
«Еле-еле, еле, еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите
Раз, два, - раз, два
Вот и кончилась игра.
Восп-ль. Ребята, на минутку закройте глаза.
Ведь начнутся сейчас чудеса.
(звучит музыка, включаем «шар». вынести сундук, накрытый платком)
Открывайте все глаза
Шар волшебный, дай ответ
Ты раскрой нам свой секрет.
А секрет у нас под платком.
(на сундуке стоят матрешки для росписи)
Восп-ль. Да, здесь целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Но почему-то грустные. Как вы думаете ребята, почему? (Ответы детей).
Ах, да ведь у них совершенно чистые, белые фартуки! Давайте мы их сейчас украсим. Выбирайте себе любую матрешку. (Дети берут матрешек и воспитатель говорит)
Восп-ль. Давайте подойдем к большой матрешке и вспомним, из какого она города и сравним ее с нашими матрешками.
Дети. Из Семенова
Восп-ль. Какие элементы росписи лучше использовать в рисовании.
Дети. Можно рисовать цветы, листики, кружочки, точки.
Восп-ль. Проходите за столы, рисовать будем гуашью и ватными палочками. Старайтесь рисовать аккуратно, чтобы краска не растекалась.
(Включаю музыку «Во горенке»). Дети рисуют. Воспитатель дает рекомендации:
- при выполнении тычка, палочку нужно держать вертикально, верхний конец должен быть направлен в потолок;
- окунать палочку в гуашь, но не очень глубоко, а лишь касаясь поверхности;
- тычком изобразите серединку цветка, а другой палочкой, окунуть в другую краску и напечатать или нарисовать лепестки – горошины.)
«Мастера скорей за дело
Украшай матрешку смело,
Составляй любой узор
Чтобы радовал он взор.
(Помощь детям, обращать внимание как дети сидят)
Восп-ль. Какие молодцы! Настоящие художники. Матрешки наши стали веселыми, потому что наряд их стал ярким, красивым. Давайте поставим их в хоровод и полюбуемся на них.
Когда наши матрешки высохнут, мы попросим Юрия Александровича покрыть их лаком – это будет замечательный подарком нашим мамам ко дню 8 Марта.
А сейчас порадуем наших гостей, русскими народными частушками.
1. Эй, Матрешки-хохотушки
Запевайте-ка частушки.
Запевайте-ка скорей
Чтобы было веселей.
2. У меня подружек семь
Можно ей остаться здесь?
Просто чудо - крошечка
Куколка – матрешечка.
3. эх топни нога
Топни ножечка
До чего же ты красива
Русская матрешечка
4. Ах! Матрешечка-матрешка
Хороша, не рассказать
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
5. Уж и пели и плясали
Вот старались угодить
А теперь пора до дому
Нам матрешкам уходить.
Восп-ль. Ребята, я совсем забыла,
А у меня в лукошке
Еще одна матрешка.
Матрешечка. Я услышала веселье
И спешу к вам с угощенье
Всех ребяток угощаю
Никого не пропускаю. (В матрешке канфеты – матрешки. Раздает угощение)
Литература.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва Изд-во Малыш, 1988.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
Соломенникова О. А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Изд-во «Малыш», 1988.
Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка. Изд-во «Малыш» М. 1982.
Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. Москва. Линка-Пресс, 2004.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб. КАРО, 2007.
Под редакцией Казаковой Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Москва. Творческий Центр Сфера, 2004.