Ирина Трохан
Интегрированное занятие «Птицы весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста
«Птицы весны»
Цель. Расширять кругозор детей, знания о зимующих и перелётных птицах, приметах весны, народных обычаях.
Предварительная работа. Разучивание танцевального и песенного материала, инструментальных партий, стихотворений, закличек. Знакомство с зимующими и перелётными птицами, разучивание игры «Птицелов», инструментальных партий для неё. Лепка птиц из солёного теста.
Публикация «Интегрированное занятие „Птицы весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Материал и оборудование. Костюмы для персонажей. Две дуги, украшенные цветами и лентами, небольшая плетёная корзинка. Изображения птиц (пять-шесть штук) на карточках, магнитная доска, магниты. Шляпа птицелова для игры. Набор русских народных детских инструментов, несколько свистулек из глины. Птички из слоёного теста, гуашь, кисти, салфетки.
Действующие лица: ведущая, Хозяйка, Весна (воспитатели, Март, Апрель, Май, Петрушка (дети).
Ход занятия
Зал оформлен nо-весеннему, сцена стилизована под русскую горницу. Из разных концов в зал заходят дети в русских народных костюмах. Исполняют танцевальную композицию «Выйду на улицу» (движения по выбору музыкального руководителя, затем останавливаются стайкой у центральной стены.
Ведущая обращает внимание детей на горницу, они рассматривают её. Под музыку появляется Хозяйка.
Хозяйкa. Здравствуйте, ребятушки,
Здравствуйте, малы детушки!
Весна-красна пришла,
Стужу, холод увела.
Я - тётушка Матрёнушка,
Приглашаю вас в гости,
К себе в горницу.
Хороводы водить,
Песни распевать.
Весенних птиц прославлять,
С Весной-красной в игры играть.
Добро пожаловать!
Ведущая: Спасибо, хозяюшка, спасибо, Матрёнушка! В горницу пройдём да стишки тебе про-чтём.
Ребёнок. Скоро снег кругом растает,
Скоро с речки лёд сойдёт!
Скоро, скоро за окошком
Соловей нам запоёт.
Ведущая: Первый весенний месяц - март.
Март, март - солнцу рад!
Март. В марте солнышко печёт,
В марте с крыш вода течёт.
И расцвёл подснежник в срок
Первый мартовский цветок.
Ведущая: Второй весенний месяц - апрель. Апрель, апрель - откроет
дверь.
Апрель. Последний снег в апреле тает,
Все рады солнцу и весне.
С весёлой ласточкой ко мне.
Ведущая. Третий весенний месяц - май.
Май, май - сколько хочешь, гуляй!
Май. В небе голубом весеннем
Грянул первый майский гром.
Солнце землю согревает,
Расцветает всё кругом.
Хозяйкa. Весенние месяцы к нам пришли,
И Весна-красна придёт.
Через ворота пройдёт,
Ворота высокие,
Ворота прекрасные.
Одна группа детей берёm дуги, украшенные цветами и лентами, и исполняет песню, другая инструменты (шумелки).Дети исполняют песню, затем на проигрыш строят тоннель из дуг, другая часть детей играет на инструментах. Появляется Весна и проходит под дугами.
Дети (поют на мотив русской народной песни «Ах вы, сени.»).
Придёт матушка Весна,
Пройдёт через ворота.
С нею месяц март придёт,
Май с апрелем приведёт.
А за мартом и апрель
Отворит окно и дверь.
А уж как придёт наш май
Солнце в терем приглашай!
Пришла матушка Весна,
Прошла через ворота!
Ярче, солнышко, сияй,
В гости птиц к нам приглашай!
Весна. Я Весна, Весна красная!
Пришла к вам с радостью,
С радостью, с великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Здравствуйте, люди добрые!
(Кланяется. Дети здороваются с Весной и садятся на стулья).
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей.
И в овраге звонко льётся
Разговорчивый ручей.
После зимней тишины,
После стужи зимней,
Из-за гор, из-за морей
Прилетают птицы.
Вот и со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут?
Дети (хором). Да!
Проводится конкурс «Отгадай птицу» : на столе разложены карточки с изображением птиц, у Весны в маленькой корзинке зелёные листочки с загадками. Ребёнок берёm из корзинки лucточек;, Весна читает загадку. Ребёнок, отгадывает за-гадку, но вслух отгадку не произносит, а выбирает нужную карточку. Хозяйка помогает прикрепить её к магнитной доске, чтобы всем было видно, о какой птице говорилось в загадке.
Весна. Ребята, хотите полетать,
С птицеловом поиграть?
Дети соглашаются. Ведущая предлагает им с помощью считалки выбрать птицелова.
Ребёнок (произносит считалку).
Тили-тели, птички пели,
Взвились - к небу полетели.
Стали птички гнёзда вить.
Кто не вьёт - тому водить.
Проводится игра «Птицелов» : дети превращаются в птиц и летают по залу. Ведущая произносит: «Птицелов, не спи, птиц лови!» Птицелов начинает ловить птиц. Пойманные птички «садятся в клeткy», остальные дети - на стульчики. Птицелов должен по голосу определить, какую птичку поймал.
Весна. А я песню спою,
Песню ладную да забавную!
Ведущая. Весна- красна, мы тебе поможем:
Где надо подпоём, а где не надо
Молчать будем.
Вместе песня веселей поётся!
Раздaёmся звон бубенцов, появляется Петрушка.
Петрушка. Я - весёлый друг Петрушка,
В яркой шапке на макушке.
Дили-дили-дон - бубенчиков звон (звонит в бубенцы).
Далеко-далёко слышен перезвон!
Хозяйка. Ай, Петрушка, как играет,
Бубенцами ударяет! Молодец!
Дети. Мы хотим тоже играть,
Только где нам инструменты взять?
Петрушка. Скорей ко мне ступайте
инструменты разбирайте!
Дети разбирают инструменты. Исполняют весёлую песню, подыгрывая на инструментах.
Весна. Разных птиц я люблю,
Разных птиц приголублю,
Но дороже всех одна
Пташка малая.
Кто она, Вы знаете, дети?
Скорей мне ответьте!
Дети. Это жаворонок!
Весна. Правильно. А вы знаете, почему?
Дети. Знаем! Эта птичка - предвестник весны. Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, находилась недосягаемая для человека обитель духов- покровителей. Поэтому эта птица является символом добра и счастья.
Весна. Молодцы, ребята - как интересно вы рассказывали! Вот и со мной прилетели жаворонки-жаворонушки. Только вот пока летели, злые дожди да ветры все краски с их пёрышек посмывали, беленькие стали пташки, загрустили, петь перестали. Поможете мне расписать да разу- красить жаворонков, чтобы услышать их пение дивное? (Дети соглашаются. Проходят за столы, где разложены заготовки жаворонков из солёного теста. Дети красками расписывают их, взрослые им помогают. Звучит русская народная музыка и голоса птиц. После окончания работы дети проходят в горницу)
А теперь, как я и обещала, давайте послушаем дивное пение жаворонков.
Дети играют на свистульках.
Ведущий. Ребята, порадуем Весну-красну и хозяйку Матрёнушку весенними закличками? (Дети соглашаются)
Дети (по очереди).
Жаворонки-жаворонушки,
Прилетите к нам!
Принесите Лето тёплое, лето красное,
Хлеба дорогого, с сохой, бороной
И с кобылой вороной.
Жаворонки-жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите здоровья!
Кому крошку, кому ложку,
А мне - целую лепёшку!
Жаворонки-жаворонушки,
Вы скорее летите, тепло приносите!
Нам зима надоела -
Весь хлеб она поела.
Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Хозяйкa. Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята, к чаю и угощенье. С пылу, с жару - для вашего самовара!
Хозяйка дocmaёm из печи печенье в виде жаворонков и приглашает всех на чаепитие в группу. Участники и гости праздника проходят в группу. Расписанных своими руками жаворонков дети дарят по своему желанию - кому захотят.