Ирина Васильевна Цветкова
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Путешествие на Марс»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему «Путешествие на Марс» в подготовительной группе детского сада
Задачи:
1. Дать элементарное представление о Солнечной системе. Познакомить с одной из планет Солнечной системы – Марсом. Развивать познавательный интерес.
2. Продолжить работу над формированием экологической культуры. Опытным путем доказать, что планета является источником загрязнения воздуха.
3. Продолжать учить работать с мнемосхемами.
Публикация «Интегрированное занятие по познавательному развитию „Путешествие на Марс“» размещена в разделах
4. Совершенствовать мелкую и крупную моторику. Снять мышечное и эмоциональное напряжение.
5. Активизировать словарный запас детей: скафандр, гермошлем, иллюминатор.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный гость. Это робот Марсик с планеты Марс. Наш гость плохо себя чувствует. Воздух на его планете Марс не такой как у нас, в основном состоит из углекислого газа. А каким мы воздухом дышим? (ответы детей) Верно. Всегда ли воздух на нашей планете чистый и свежий? Что является источником загрязнения? Заводы, фабрики, машины загрязняют воздух (дымом). Чем ядовит дым? Что в нем содержится? (углекислый газ). Чем мы дышим? (кислородом)
Может быть жизнь на планете без кислорода?
Что еще необходимо для жизни людей, животных? (вода, тепло, свет)
Воспитатель: Выходит, что огонь источник загрязнения. А Марсик думал, что огонь дает только тепло и свет и никоем образом не вредит природе. Мы опытным путем докажем, как это происходит.
( Провожу опыт: зажигаю свечу). Что вы думаете? (горит пламя). Подношу стекло к пламени. Что произошло? (ответы детей – стекло покрылось копотью)
Воспитатель: Вот какая грязь попадает в воздух, и мы дышим им. Что же делать? Может, закрыть фабрики, заводы?
Дети: не загрязнять природу, сажать деревья, которые очищают воздух.
Воспитатель: А как они очищают воздух? Как называют деревья?
Дети: Деревья поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А деревья называют «зелеными легкими», «зелеными пылесосами».
Давайте поможем Марсику вернуться на свою планету.
Дети, мы летим в космос. Значит, кем мы становимся? (космонавтами). А какими должны быть космонавты? (крепкими, сильными).
Что для этого нужно? (тренироваться, заниматься физкультурой).
Перед полетом потренируемся.
Физминутка
Чтобы в космос полететь,
Надо силу заиметь.
Упражненье начиная,
Все на месте зашагаем.
Руки вверх поднимем выше,
Их опустим, глубже дышим!
Гибкость всем нужна на свете,
Наклоняться любят дети.
Раз – и вправо, два – и влево,
Пусть окрепнет наше тело.
В заключенье, в добрый час,
Мы попрыгаем сейчас!
Дети, какая одежда нужна для космоса? В обычной одежде мы не сможем лететь? Для полета необходим скафандр, гермошлем. Это специальная одежда. Скафандр связан с аппаратом, подающим кислород.
Наденьте скафандры, гермошлемы, космическую обувь (имитируют движения). Проходите в космический корабль. Только куда лететь? Что нужно для полета? (карта, компас).
Но вот Марсик нам что-то показывает. Да это же карта Солнечной системы (макет Солнечной системы).
Что в нее входит?
Дети: Планеты, Солнце, звезды, кометы.
Воспитатель: : Сколько планет входит в Солнечную систему? (девять)
И только на одной из них есть жизнь. На какой? Почему?
Дети: Есть условия жизни: вода, тепло, свет, кислород.
Воспитатель: А вот планета, на которую мы полетим. Какого цвета? (красного). Вокруг Солнца находятся маленькие планеты – астероиды. А это комета, у нее имеется «хвост», который состоит из космической пыли газа. Когда комета подлетает к Солнцу «хвост» начинает светиться.
Звезды – это раскаленные, огненные шары. Солнце это тоже звезда.
Что же называется Солнечной системой?
Дети: Все, что вращается вокруг Солнца, называется Солнечной системой.
Воспитатель: Застегнуть скафандры, гермошлемы! Посмотрите в иллюминаторы. А что такое иллюминатор? (герметически закрывающееся окно) Улыбнитесь своим друзьям, которые вас провожают. Полетели! (звучит музыка)
Чтобы не было скучно в полете, мы с вами поиграем.
Тренинг. (Дидактическая игра «Обитатели космоса»)
Ребята, а еще какими качествами должны обладать космонавты, кроме силы, ловкости?
Дети: Быть дружными, уметь оказывать помощь, попавшим в беду.
Воспитатель: Давайте покажем, как мы умеем дружить.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки, слегка раскачивайтесь и повторяйте за мной.
Психологический этюд.
Многое узнать хотели.
Нам немножко страшно,
Ведь чуть-чуть опасно.
Но, взявшись за руки, друзья,
Беда нам не страшна.
Мы в дружбе все преодолеем
Трудности перенести сумеем.
Проходите на марсианскую поляну, рассаживайтесь удобно и послушайте рассказ о Марсе.
Какого цвета Марс?
Дети: красного
Воспитатель: С Земли он кажется красным, и люди называют его Красной планетой. Когда космические корабли побывали на Марсе и сфотографировали его, люди поняли, почему планета кажется красной. Оказалось, что марсианская почва красно-бурого цвета, а марсианское небо не голубое, как над нашей планетой, а тускло-розовое из-за многочисленных частичек красноватой пыли.
Воспитатель: На поверхности Марса есть и горы, и песок, и ущелья, лед на вершинах гор. А растут тут деревья, летают птицы, бегут ручьи?
Дети: нет
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Что для жизни необходимо? (тепло, вода, свет, воздух) На Марсе этих условий нет. Очень холодно. Воздух на планете есть, но он состоит в основном из углекислого газа.
Сильные ветры поднимают тучи красной марсианской пыли. Вот и сейчас подул ветер, закройте глаза, а то песок попадет.
(Гимнастика для глаз.)
Воспитатель: Ребята, давайте оставим на память свои рисунки. Но у нас с собой нет красок, бумаги. Но это не беда. Оглянитесь вокруг. Сколько камней! Мы с вами волшебники и сможем превратить их в любой рисунок, в любую поделку.
Пальчиковая гимнастика, массаж.
Вначале возьмите пальчиками камешек, обследуйте его. Какой он?
Дети: Маленький, шероховатый, твердый, холодный.
Воспитатель: Положите на ладошку, накройте другой и покатайте, повторяя слова:
Положили на ладошку камень-крошку.
Повертели, покрутили,
И в рисунок превратили
(Дети из мелких камешков выкладывают рисунок. Звучит марсианская музыка.)
Марсик благодарит вас за подарки, будет нас долго вспоминать, а нам пора возвращаться на Землю.
Но вот поднимается свирепая марсианская буря и требует выполнять ее задание, иначе она не подпустит нас к космическому кораблю.
Игра «Что лишнее» (работа с мнемосхемой)
Дети, объясните, почему вы оторвали именно эту четвертинку?
Дети: Потому что на марсе нет птиц, животных, воды…
Попрощайтесь с Марсиком. Проверьте скафандры, гермошлемы, проходите в космический корабль. Чтобы не заблудиться в космическом пространстве, вспомним карту Солнечной системы.
Сколько планет входит в Солнечную систему?
На какой планете есть жизнь?
Ребята, посмотрите в иллюминатор, мимо чего мы пролетаем? (мимо кометы)
А за что мы сейчас чуть не задели носом? (за астероид)
Можем мы полететь на Солнце? Это звезда или планета?
Вот мы с вами на Земле, поют птицы, шумит ветерок. Хорошо на Земле? Что нужно для того, чтобы наша планета не стала такой же безрадостной, как Марс? (Выслушать ответы детей).