Ирина Ерофеева
Интегрированное занятие «Краски осени»
▼ Скачать
Программное содержание:
• Закреплять представления о сезонных изменениях (осень)
• Закреплять и углублять представление о жанрах живописи: пейзаж и натюрморт не только по их содержанию, но и по средствам выразительности написанных в теплой, холодной гамме.
• Совершенствовать умение использовать цвет как средство передачи настроения свойств цвета (теплый, холодный). Создавать новые цветовые тона путем добавления одного цвета в другой техникой кистевой росписи.
• Продолжать развивать у детей эмоциональный отклик на музыку.
Публикация «Интегрированное занятие „Краски осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
• Способствовать переживанию у детей при прослушивании музыки разных настроений — тихой грусти, задумчивости, мечтательности, щемящей тоски, а также чувства сопричастности, единения, умение понимать музыку без слов.
• Развивать умение воплощать в творческих свободных движениях характер музыки.
Предшествующая работа:
Знакомство с картинами «Золотая осень» Левитана, натюрморт «Овощи» Ж. Ф. Даль. Разучивание песен «Дети любят рисовать» Шаинского, «О картинах» Гладков. Музыкальные произведения: П. И. Чайковского «Грустная песенка», «Октябрь», В. А. Моцарт «Менуэт», В. Ребиков «Вальс», вальс «Откружилась листва золотая» Л. Олифировой.
Ход занятия:
Дети спокойно входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Октябрь». Воспитатель читает стихотворение:
Проскакала осень по лесам и нивам
Добрая волшебница все переиначила
Ярко желтым цветом землю разукрасила.
В небе солнце светит, чуду удивляется
Все кругом искрится, все переливается.
Дети рассматривают осеннее убранство зала.
Вдруг музыка сменяется громом, слышно как пошел дождь.
• Что это, ребята? Почему стало темно?
• Куда нам спрятаться? (под зонтик)
• Ну вот, кажется дождь прошел, гром не гремит, смотрите - солнышко выглянуло. Да, еще совсем недавно было тепло, пели птицы. Мы радовались цветам, ягодам.
• Что вы делали летом? (загорали, купались, катались на велосипеде)
• Но вот подул холодный ветер, небо затянуло тучами, начались дожди.
• Что же произошло? Почему наша природа так изменилась? (Ответы детей)
• Какая бывает осень? (золотая, поздняя)
Закрепить названия осенних месяцев.
• Да, осень грустная, но очень красивая пора. Но мы все равно очень любим это время года. Интересно наблюдать, как меняются краски природы.
Ребенок читает стихотворение:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной
• Осень умеет не только все перекрашивать, но еще и разговаривать.
Музыкальный руководитель играет «Вальс» Ребикова, воспитатель читает стихотворение, дети сопровождают его жестами — шуршат ладошками, выполняют волнообразные движения руками, используют дождевые ниточки, фисташки, металлафон и треугольник для передачи капель дождя:
стих И. Цекович:
Мелкий дождик моросит,
кап, кап, кап,
В листьях сада шелестит,
кап, кап, кап,
Мокнет мячик у ворот,
кап, кап, кап
Мокнет поле, огород.
кап, кап, кап
Что-то шепчут листья- подойдем и спросим.
Листья отвечают: «Осень, осень, осень» (шуршат ладошками)
И сползают тучи, птиц куда-то прячут.
Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут (волнообразные движения руками)
• Смотрите сколько много листиков, послушаем о чем они говорят (дети берут листочки на полянке у центральной стены)
Педагог и дети читают стихи и импровизируют движения с листьями под музыку П. И. Чайковского «Грустная песенка» и В. А. Моцарта «Менуэт» изменяя характер движения в соответствии с характером музыки:
1. Смотрите, смотрите, падает лист,
А воздух осенний прозрачен и чист!
(Листья кружатся и падают)
(Игра звуками — пф, чш, щу, ха, чу — листья поднимаются)
• Смотрите, смотрите, падает лист
Желтый, сухой, он теперь неказист.
(Листья падают, игра звуками)
• Смотрите, смотрите, падает лист.
И лес опустевший не так голосист.
(Импровизация, игра звуками)
• Деревья уснули и спят до весны
И смотрят лесные, зеленые сны
(М. Стефанович)
Песня «Откружилась листва золотая» Л. Олифировой — выход на творчество детей: танцевальная импровизация, ориентировка в пространстве. В конце песенки — подбросить листочки.
Ребенок читает стихотворение:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень :
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
• Ребята, найдите картины, где осень расписала деревья в теплых тонах.
• Как называется эта картина? Кто ее написал? («Золотая осень» Левитан)
• Покажите карточками какими красками пользовалась осень, когда колдовала над этими картинами. (у детей цветные карточки)
• Покажите настроение осени на своем лице
• Но вдруг настроение осени изменилось, она вспомнила, что недолго ей осталось гулять по полям и лугам, скоро придет зима лютая. Покажите с помощью своих карточек картины поздней осени (используют цветовые карточки). Изобразите настроение осени на своем лице.
• Как называются картины, на которых нарисована природа (Пейзаж)
• Кто покажет где нарисован натюрморт?
• Какие предметы использует художник при рисовании натюрморта? (овощи, фрукты, цветы, вазы, т. е неживые предметы)
• Кто нарисовал этот натюрморт? (Жак Франсуа Даль)
• А вы хотели бы так рисовать?
Исполнение детьми песни «Дети любят рисовать» Шаинского.
• Сегодня мы будем рисовать на зеркале. Но что это за волшебный шлейф (зеркало закрыто прозрачной красивой тканью) осень оставила на зеркале. Подойдем к нему поближе. Ой, как холодно мне, а теперь сразу тепло стало. А что вы чувствуете, ребята?
Совсем непонятно почему это происходит (срывает волшебный шлейф с зеркала). Там нарисовано дерево наполовину в осенних веточках плавных и красивых и кривых, без листей, в темных тонах)
Все сразу понимают почему было то холодно, то вдруг тепло. Это дерево заколдовала волшебница. Поможем ему вернуть красоту золотой осени.
• Что же нужно сделать? (Нарисовать листочки осенние в теплых тонах на второй половине дерева и по всему зеркалу)
Дети рисуют, звучит музыка Чайковского «Октябрь», другая подгруппа ребят с музыкальным руководителем составляют натюрморт из овощей, листей, грибов, корзин, ваз, фруктов.
В заключении все поют песню «О картинах» В. Гладкова.
• Проводим нашу осень и будем встречать белоснежную зиму.