Екатерина Олейник
Консультация «Инструменты бережливого управления в детском саду и школе: 5S»
▼ Скачать + Заказать документы
Инструменты бережливого управления в детском саду и школе : 5S.
Тренд: бережливое производство
Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Можно провести параллель между педагогическими методами/приемами и методами/инструментами бережливого производства. Подробнее с методами можно познакомиться в гостах:
Публикация «Консультация „Инструменты бережливого управления в детском саду и школе: 5S“» размещена в разделах
ГОСТ Р 12.4.026–2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.
ГОСТ Р 56020–2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь.
ГОСТ Р 56407–2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.
Рассмотрим несколько известных инструментов бережливого управления.
5S
5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Достигнем знаменитой японской собранности и лаконичности за 5 шагов:
Шаг 1. Сортировка (Сэири)
Делим вещи на нужные и ненужные, и испытываем удовольствие и разрядку, выбросив все ненужные вещи. Для этого делим инструменты, оборудование, материалы на 3 категории:
Нужные всегда (то, что используем в данный момент).
Нужные иногда (то, что периодически используем, но не в данный момент).
Ненужные (то, что не используем, тара, посторонние предметы).
Ненужные предметы сразу выбрасываем (продаем, списываем, дарим). Увы, от некоторых вещей не так-то просто избавиться. Например, неизвестен хозяин вещи и его нужно найти, или есть большая вероятность, что она все-таки пригодится. В этих случаях используется инструмент «Кампания красных меток» — яркие ярлыки, которые постоянно напоминают о том, что пора решить судьбу неоднозначного предмета.
Шаг 2. Соблюдение порядка (Сэитон)
Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте». Распределяя предметы по пространству, ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность. Главные четыре правила расположения: на виду, легко взять, легко использовать, легко положить обратно. Клеим пиктограммы, поскольку с ними глазу проще ориентироваться в местах хранения оборудования и инвентаря, в рабочей зоне.
Виды пиктограмм и указателей:
На местах хранения (какие предметы здесь должны находиться).
На самих предметах (где этот предмет должен храниться).
Количество (сколько предметов здесь можно разместить).
Помимо пиктограмм, разобраться в расположении предметов помогает контурирование: четкое обозначение места предмета. Оно нужно, если на одном месте хранится много вещей (как правило, в беспорядке) и если инструменты походят один на другой. Благодаря контурированию сокращается время поиска предмета и возвращения его на место.
Шаг 3. Содержание в чистоте (Сэисо)
Развиваем привычку убирать рабочее место. Утренняя уборка обычно делается за 5-10 минут до начала работы, обеденная проводится в течение 5-10 минут после обеда, также стоит задуматься об уборке по окончании рабочего дня и во время простоев.
Если нужно организовать коллективную уборку, следуйте нехитрым правилам:
Разделите территорию на зоны, в зависимости от расположения рабочих мест и оборудования.
Закрепите каждую зону за определенной группой людей.
Обозначьте время уборки.
Шаг 4. Стандартизация (Сэикэцу)
Письменно закрепите правила содержания рабочих мест, технологии работы и другие процедуры. Стандартизация является необходимым условием для выполнения трех предыдущих шагов на пути к бережливому производству. Нужны инструкции по поддержанию порядка, а также новые методы контроля и поощрения сотрудников. Стандартизация может быть применена в разных направлениях: пример, как расположить мебель и оргтехнику, сколько личных вещей разрешено держать на столе и т. д.
Шаг 5. Совершенствование (Сицукэ)
Воспитывайте привычки точного выполнения правил. Педагоги часто жалуются, что дети не запоминают алгоритмы учебных, организационных действий и не применяют их на практике. Использование технологии 5S — отличная возможность продемонстрировать ученикам пользу алгоритмов и правил на собственном примере, ведь дети так или иначе копируют взрослых.
Как совершенствоваться?
Наблюдайте за работой оргтехники, чтобы оптимизировать техобслуживание.
Делайте фотографии "до"/"после", чтобы в полной мере оценить результат преобразований (например, рабочее место до сортировки и после)
Прибегайте к помощи аудиторов.
Учитывайте возрастные особенности окружающих вас людей.
Подключите родителей: предложите им проект 5S для домашнего рабочего места ученика.
Только не доводите стремление к совершенству до абсурда. Например, маркировка шариковых ручек не создаст ничего, кроме повода для шуток.