Любовь Шкунова
Игры с моделями и их символами
▼ Скачать + Заказать документы
Введение моделей артикуляции звуков дает возможность изменить сам подход к коррекционно-образовательному процессу.
Образ – представление – это совокупность чувственных восприятий, ощущений, чувственного познания – отражение действительности ребенком и переносе ее на органы артикуляции.
Создание образа – представления преследует своей конечной целью введения скоррегированного звука в самостоятельную речь.
Отражая уклад органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков модели артикуляции звука знакомят ребенка с основными свойствам и отношениями мира звуков.
Публикация «Игры с моделями и их символами» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2014
Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.
Цель.
Повышение уровня осознания ребенком способов действий с помощью моделей разработанных на основе образов-представлений (упражнений для органов артикуляции, перенос образов окружающей действительности на органы артикуляции).
Повышение активности и сознательности ребенка на основе применения моделей артикуляции.
Вооружение ребенка эффективными средствами контроля при переносе полученных навыков в естественные условия.
Развитие способности к самостоятельным наблюдениям, обобщениям.
Предварительная работа.
• Выявление дефектно произносимых звуков у ребенка.
• Создание образов-представлений на основе моделей артикуляции сложных по произносимости звуков.
• Изучение (познание) себя и своих органов речи.
• Создание моделей на основе движений органов артикуляции (артикуляционная гимнастика).
Основная работа
Перенесение созданного образа на органы артикуляции с целью получения кинестетических ощущений, на органы слуха для получения слухового восприятия и фонематического представления.
Извлечение результатов работы с моделью основанной на образе-представлении в процессе активной деятельности ребенка.
Логическое перенесение характеристик созданной модели на коррегируемый звук, как на образ буквы.
Осознанное оперирование понятиями звук-буква.
Включение ребенка в процесс чтения, печатания букв, слогов, слов, предложений.
Использование способа подражания звуков на целостном восприятии модели артикуляции.
Создание моделей движений органов артикуляции, необходимых для постановки определенной группы звуков (свистящих, шипящих, сонорных и др.).
Выбор реального образа из окружающей действительности (для подражаемости) на коррегируемый звук.
Включение ребенка в работу с образом из окружающей действительности (иллюстрация на образ подражаемого звука) с целью извлечения характерных признаков и перенесение их на коррегируемый звук.
Практическая значимость.
• Анализ — ребёнок «раскладывает» артикуляционный аппарат на составные части и выделяет в артикуляционном аппарате те органы, которые принимают участие в произношении звука.
• Синтез — выделенные органы, принимающие участие в произношении звука, ребёнок объединяет и наблюдает в момент произношения звука.
• Сравнение — сравнивает образ, который возникает при рассматривании модели, с образом, который у него появляется при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
• Абстракция — в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребёнок оперирует не конкретными предметами, а образами.
• Конкретизация — в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребёнок уточняет положение губ, кончика языка, работу голосовых складок и т. д.
Примеры игр:
Какой звук чаще встречается?
Оборудование: набор чистоговорок с моделями артикуляции звуков.
Ход. Логопед читает скороговорку, а ребенок показывает модель артикуляции звука, который чаще всего встречается.
Используются в процессе постановки и автоматизации звука.
Сложи слово.
Оборудование: демонстрационные модели артикуляции звуков.
Дети отгадывают загадку, а отгадку собирают с помощью моделей артикуляции звуков. Выигрывает тот ребенок, кто первый выложит отгадку.
Индивидуальный раздаточный материал
«Домики моделей артикуляции звуков»
Сколько звуков, слогов, какие звуки гласные, какие согласные и т. д. ?
Оборудование: раздаточный материал - модели артикуляции согласных и гласных звуков.
Для этой игры подбираются слова, с тем звуком, который изучается на данном занятии, дети выкладывают слово и рассказывают о каждом звуке. Например слово «савок».
Кто внимательнее?
Оборудование: предметные картинки, модели артикуляции звуков.
Ход игры
Детям раздаются модели артикуляции звуков, каждому по одной. Логопед показывает картинки. Дети называют их. Ребёнок, у которого есть модель звука, находящегося в слове, картинку забирает себе. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.
Сложи слог.
Оборудование: детям предлагаются кармашки с моделями артикуляции звуков, и карточки с изображением букв
Ход.
Логопед предлагает ребенку к согласным буквам приложить модель артикуляции гласных звуков и предложить прочитать: «Какой слог получится?»
Таким образом, введение моделей артикуляции звуков позволяет улучшить представление детей о звуковом составе языка, добиться устойчивого различения звуков, а также создаёт базу для успешного освоения грамоты.