Папки-передвижки

Игры с моделями и их символами (4 фото)

Любовь Шкунова
Игры с моделями и их символами
▼ Скачать + Заказать документы

Введение моделей артикуляции звуков дает возможность изменить сам подход к коррекционно-образовательному процессу.

Образ – представление – это совокупность чувственных восприятий, ощущений, чувственного познания – отражение действительности ребенком и переносе ее на органы артикуляции.

Создание образа – представления преследует своей конечной целью введения скоррегированного звука в самостоятельную речь.

Отражая уклад органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков модели артикуляции звука знакомят ребенка с основными свойствам и отношениями мира звуков.

Публикация «Игры с моделями и их символами» размещена в разделах

Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.

Цель.

Повышение уровня осознания ребенком способов действий с помощью моделей разработанных на основе образов-представлений (упражнений для органов артикуляции, перенос образов окружающей действительности на органы артикуляции).

Повышение активности и сознательности ребенка на основе применения моделей артикуляции.

Вооружение ребенка эффективными средствами контроля при переносе полученных навыков в естественные условия.

Развитие способности к самостоятельным наблюдениям, обобщениям.

Предварительная работа.

• Выявление дефектно произносимых звуков у ребенка.

• Создание образов-представлений на основе моделей артикуляции сложных по произносимости звуков.

• Изучение (познание) себя и своих органов речи.

• Создание моделей на основе движений органов артикуляции (артикуляционная гимнастика).

Основная работа

Перенесение созданного образа на органы артикуляции с целью получения кинестетических ощущений, на органы слуха для получения слухового восприятия и фонематического представления.

Извлечение результатов работы с моделью основанной на образе-представлении в процессе активной деятельности ребенка.

Логическое перенесение характеристик созданной модели на коррегируемый звук, как на образ буквы.

Осознанное оперирование понятиями звук-буква.

Включение ребенка в процесс чтения, печатания букв, слогов, слов, предложений.

Использование способа подражания звуков на целостном восприятии модели артикуляции.

Создание моделей движений органов артикуляции, необходимых для постановки определенной группы звуков (свистящих, шипящих, сонорных и др.).

Выбор реального образа из окружающей действительности (для подражаемости) на коррегируемый звук.

Включение ребенка в работу с образом из окружающей действительности (иллюстрация на образ подражаемого звука) с целью извлечения характерных признаков и перенесение их на коррегируемый звук.

Практическая значимость.

• Анализ — ребёнок «раскладывает» артикуляционный аппарат на составные части и выделяет в артикуляционном аппарате те органы, которые принимают участие в произношении звука.

• Синтез — выделенные органы, принимающие участие в произношении звука, ребёнок объединяет и наблюдает в момент произношения звука.

• Сравнение — сравнивает образ, который возникает при рассматривании модели, с образом, который у него появляется при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

• Абстракция — в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребёнок оперирует не конкретными предметами, а образами.

• Конкретизация — в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребёнок уточняет положение губ, кончика языка, работу голосовых складок и т. д.

Примеры игр:

Какой звук чаще встречается?

Оборудование: набор чистоговорок с моделями артикуляции звуков.

Ход. Логопед читает скороговорку, а ребенок показывает модель артикуляции звука, который чаще всего встречается.

Используются в процессе постановки и автоматизации звука.

Игры с моделями и их символами

Сложи слово.

Оборудование: демонстрационные модели артикуляции звуков.

Дети отгадывают загадку, а отгадку собирают с помощью моделей артикуляции звуков. Выигрывает тот ребенок, кто первый выложит отгадку.

Индивидуальный раздаточный материал

Фото №1 Введение моделей артикуляции звуков дает возможность изменить сам подход к коррекционно образовательному процессу

«Домики моделей артикуляции звуков»

Сколько звуков, слогов, какие звуки гласные, какие согласные и т. д. ?

Оборудование: раздаточный материал - модели артикуляции согласных и гласных звуков.

Для этой игры подбираются слова, с тем звуком, который изучается на данном занятии, дети выкладывают слово и рассказывают о каждом звуке. Например слово «савок».

Фото №2 Образ представление это совокупность чувственных восприятий ощущений чувственного познания отражение действительности ребенком и переносе ее на органы артикуляции

Кто внимательнее?

Оборудование: предметные картинки, модели артикуляции звуков.

Ход игры

Детям раздаются модели артикуляции звуков, каждому по одной. Логопед показывает картинки. Дети называют их. Ребёнок, у которого есть модель звука, находящегося в слове, картинку забирает себе. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.

Сложи слог.

Оборудование: детям предлагаются кармашки с моделями артикуляции звуков, и карточки с изображением букв

Ход.

Логопед предлагает ребенку к согласным буквам приложить модель артикуляции гласных звуков и предложить прочитать: «Какой слог получится?»

Фото №3 Создание образа представления преследует своей конечной целью введения скоррегированного звука в самостоятельную речь

Таким образом, введение моделей артикуляции звуков позволяет улучшить представление детей о звуковом составе языка, добиться устойчивого различения звуков, а также создаёт базу для успешного освоения грамоты.

Публикации по теме:

«Капелька» — авторское логопедическое пособие«Капелька» — авторское логопедическое пособие У детей с тяжелой речевой патологией возникают трудности в обучении грамоте. Это связано с недоразвитием психологической базы речи: внимания,.

Артикуляционные модулиАртикуляционные модули Применение моделирования при постановке звуков помогают ребенку осмыслить этот процесс. Модель служит наглядной опорой,постоянно напоминая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с моделями и их символами
Опубликовано: 17 октября 2014 в 09:33
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с моделями и их символами» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шкунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД