Алёна Чиркова
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в бытовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Значительное время, особенно у детей младшего дошкольного воз-раста, отводится на так называемую бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Содержание этой деятельности очень важно для сенсорного развития. Умываясь, дети различают тёплую и холодную воду, познают другие свойства воды, ощущают запах мыла, сухость и влажность полотенца. За завтраком, обедом, полдником можно знакомить малышей с особенностями пищи, продуктов, их вкусом, запахом, консистенцией, цветом и др. В процессе выполнения режимных процедур дети упражняются в пространственных ориентировках: правая, левая рука, нога, сбоку, сзади и т. д. Временная определённость режима жизни детей помогает им усвоить первые представления о частях суток, днях недели, о том, что значит «сейчас», «потом», «рано», «поздно» и т. д. Детей надо учить ценить время своё и других, не опаздывать, не заставлять себя ждать. Таким образом, их подводят к осознанию необратимости, текучести времени.
Публикация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в бытовой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Дети узнают название посуды, мебели, одежды, знакомятся с мате-риалами, из которых они сделаны. Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Дежурным необходимо различать тарелки по величине, глубине, чашки и блюдца по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды, лёгкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывают иные – двигательные, осязательные ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура и пр.
Ознакомление детей с предметами быта, утвари служит развитию аналитико-синтетической деятельности, упражнению в сравнении, классификации.
Усвоение и воспроизведение последовательности действий,необходимых для умывания, одевания, раздевания, приёма пищи, сервировки стола, требуют сосредоточенности внимания, памяти, мышления, произвольности поведения.
Младший возраст
Задачи:
– формирование положительного отношения к гигиеническим процессам и культуре еды;
– закрепление последовательности действий в процессах умывания и одевания, правил поведения за столом (правильно держать ложку, вилку, не крошить хлеб, есть аккуратно, не разговаривать, пользоваться салфеткой, благодарить после еды).
Умывание
1. Опыты:
а) с водой:
– смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков;
– «цветные капельки» : капание из пипеток в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за «путешествием» капельки;
– замораживание воды в разных формочках;
– «тонет – не тонет» : испытание на «плавучесть» игрушек из разных материалов;
б) с мыльной водой и пеной:
– пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов;
– какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.
2. Дидактические игры: «Умоем куклу Таню», «Мы умываемся»; составление с детьми алгоритма процесса умывания ( моделирование: «Зеркало», «Купание куклы»).
3. Беседы: «Всё о микробах»; «Зачем мы моем руки»; «Да здравствует мыло душистое!»; «Чистые ногти».
4. Наблюдение: «Как умываются дети старшей группы», «Как умывается кошка», «Как надо чистить зубы».
Одевание
1. Опыты:
– с пуговицами: угадай на ощупь; найди самую большую, самую красивую пуговицу; классификация по цвету,форме; нанизывание на проволоку и т. д. ;
– со шнурками: классификация по цвету, длине, выкладывание узоров, развязывание узелков;
– с материалом: определение свойства – сравнение с бумагой;
– с кнопками, крючками: упражнения в застёгивании, расстёгивании; определение материала, из которого сделаны, на ощупь.
2. Дидактические игры: «Одень куклу на прогулку» (определение цвета, формы, размера, классификация одежды по сезонам); «Укладывание куклы спать» (определение качества постельного белья – чистое, мягкое, сухое, отглаженное, грязное, светлое и т. д.); «Найди своего товарища» (нахождение друга по описанию одежды); «кукла Таня собирается в гости»; «Мы одеваемся на прогулку»; «Магазин одежды»; «Сложи по порядку»; «Определи на ощупь» («чудесный мешочек»).
3. Беседы: «Каждой вещи сво1 место», «Что такое неполадки в одежде», «Не забывай о друзьях» (взаимовыручка, закрепление навыков одевания); составление с детьми алгоритма процесса одевания, «Как одеваются у нас» (в городе, селе, на Севере, на Юге и т. д.).
4. Наблюдения: как одеваются младшие и старшие дети (сравнение); со-ревнование «Кто лучше сложит вещи», «Как правильно завязать шнурки, шарф, застёгивать рубашку».
Приём пищи
1. Опыты:
– определение вкусовых качеств, запаха, консистенции пищи: холодное – горячее, сладкое – солёное, жидкая – густая, твёрдое – мягкое и т. д. ;
– с напитками: добавление молока в чай и кофе, добавление варенья из северных ягод в молоко; приготовление морса из клюквы, черники, морошки, голубики.
2. Дидактические игры: «Ждём гостей», «Накормим куклу Катю обедом», «Мы сегодня – поварята», «Как звенят тарелки и ложки», «Накрой на стол», «Мы дежурим по столовой».
3. Беседы: «Как правильно вести себя за столом»; «Полезные и вредные продукты»; «Как пользоваться столовыми приборами»; «Дары леса»; «Как правильно сервировать стол».
4. Наблюдения: диафильм «Федорино горе», «Добрая хозяюшка»; чтение отрывка из книги Н. Калининой «Малыши»; за дежурными по столовой; по картине из серии «Мы играем».
Старший возраст
Задачи:
– формирование представлений о культурно-гигиенических навыках (культура еды, умывание, одевание) и самостоятельного их выполнении;
– формирование способности замечать, когда необходимо вымыть руки, лицо, заботиться о своём внешнем виде;
– освоение приёмов чистки зубов, одежды, умения пришить пуговицу.
Умывание
1. Опыты:
а) с водой:
– очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров;
– получение цветной воды путём смешивания разных цветов в разных пропорциях;
– замораживание цветной воды;
б) с мылом: «соревнование мыльных пузырей» (выдувание мыльных пузырей с помощью разных средств);
в) с пеной:
– сдувание пены;
– какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.
2. Дидактические игры: «Умой куклу», «Помоги другу», «Грязный – чи-стый», «Зеркало», «Что не так».
3. Беседы: «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»; «Чистить зубы – для чего»; «Всё о микробах»; «Что делаем после сна»; «Для чего нужны носовые платки»; «Мой внешний вид»; «Мои личные вищи»; «Что такое ухаживать за собой».
4. Наблюдение: «Как умывается кошка», «Как приводят себя в порядок птицы» («Наблюдаем за попугаями», «Как умывается взрослый человек» (показ, «Как умываются дети ясельной группы».
5. Просмотр диафильмов: «Белоснежка и семь гномов», «Живая природа» (осень – зима – лето).
Одевание
1. Опыты:
– с материалом: определение цвета, формы, материала;
– с пуговицами: определение цвета, формы, размера, материала, нанизывание на шнурок, пришивание;
2. Дидактические игры: «Одень куклу на прогулку» (одежда, обувь, головные уборы; определение размера, формы – велико, мало; шапка – вытянутая, продолговатая, круглая и т. д.);
«Удобно – не удобно», «Велико – не мало», «Подбери материал», «Когда это надеваем» (зависимость от времени года); «Определи на ощупь».
3. Беседы: «Содержи в порядке одежду, обувь»; «Помогай товарищу»; «Зачем складывать вещи в шкафу аккуратно и по порядку»; «Как одеваются разные народы»; «Исправь неполадки в одежде»; «Кто нам помогает одеваться» (профессии); «Из чего нам шьют одежду?».
4. Наблюдения: как одеваются взрослые, дети ясельной группы; показ (порядок раздевания, укладывания вещей в шкаф, как завязывать шнурки, как правильно развешивать одежду в сушилке); проверить, как сложены вещи в шкафу у товарища.
Приём пищи
1. Опыты:
– определение формы, цвета, материала посуды, вкуса и запаха пищи: холодное – горячее, сладкое – солёное, жидкая – густая, овощи – фрукты; из чего сделаны тарелки; из чего сделаны ложки и вилки; вода – ложка – вилка; вкус – любой продукт.
2. Дидактические игры: «Ждём гостей», «Идём в гости», «День рождения», «Назови посуду», «Для чего что предназначено», «Что покупала хозяйка».
3. Беседы: как правильно сервировать стол, вести себя за столом, пользо-ваться столовыми приборами и т. д. ; благодарность поварам, няням; дары природы нашего края; особенности национальной кухни разных народов (Кавказ, Крайний Север и др.).
4. Наблюдения: приём пищи в ясельной группе; за работой поваров, нянь; за дежурными по столовой; как чистить овощи (показ); иллюстрации.