Татьяна Пиляева
Игротека для родителей «Вместе играем, память развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Игротека для родителей
«Вместе играем, память развиваем!»
Автор: Пиляева Татьяна Степановна, воспитатель МАДОУ детский сад комбинированного вида № 60 г. Асбест
Пояснительная записка
Признание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Без согласования с родителями педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Публикация «Игротека для родителей „Вместе играем, память развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В соответствии с этим изменяется и позиция детского сада в работе с родителями, а именно, необходимо совершенствовать формы и методы сотрудничества педагогов и родителей для создания единого образовательного пространства на основе ФГОС ДО.
В своей педагогической деятельности для установления доверительного делового контакта с семьей, непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность, повышения их психолого-педагогических компетентностей использую различные активные формы взаимодействия с семьями воспитанников группы, такие как: мастер-класс, семинар-практикум, педагогическая мастерская, круглый стол и другие.
Дети, посещающие нашу группу компенсирующей направленности, имеют не только тяжелые нарушения речи, но у них слабо развиты и психические процессы, такие как память, внимание, воображение.
И очень часто обращения родителей к психологу и педагогам связаны с вопросами, касающимися развития памяти у дошкольников. Ребенок плохо запоминает стихи, быстро забывает все выученное, не может воспроизвести то, что увидел или услышал.
А ведь память является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
И, чтобы развить умение быстро, точно, полно воспринимать, узнавать и воспроизводить материал в условиях нарастающего информационного бума и внедрения различных развивающих программ в современных школах, необходимо активное взаимодействие педагогов и родителей по развитию памяти у дошкольников.
Поэтому, с целью удовлетворения потребностей и поддержки образовательной инициативы родителей, чтобы повысить их интерес к предложенной теме, провела родительское собрание в форме игротеки «Вместе играем, память развиваем».
Родителям были предложены игры на развитие различных видов памяти, которые они могли использовать с детьми в домашних условиях.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросу готовности ребенка с ОВЗ к школьному обучению через игровую деятельность.
Задачи:
1. Совершенствовать представления родителей о значении различных видов памяти в развитии интеллектуальных способностей детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
2. Обогатить практический опыт родителей по организации игровой деятельности детей в семье.
3. Способствовать объединению усилий семьи и педагогов детского сада в развитии игровых умений и навыков у детей.
4. Продолжать развивать навыки рефлексии у родителей.
Планируемый результат:
+ - усовершенствованы представления родителей о значении памяти в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи;
+ - обогащен практический игровой опыт родителей;
+ - сформировано единое понимание роли игры в деятельности дошкольников;
+ - развиты навыки рефлексии у родителей.
Материалы и оборудование: на столах у родителей по три полоски красного, синего и зеленого цвета и фигурка ребенка, белая бумажная салфетка, белый лист бумаги формата А4, фломастеры; у педагога - карточка с геометрическими фигурами, «чудесный мешочек» с различными предметами; памятки для родителей.
Ход игротеки
Добрый вечер! Мы рады видеть Вас на нашей сегодняшней встрече!
Время летит быстро и очень скоро Ваш малыш пойдет в школу. У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасение, тревогу. Думаю, и вы – не исключение.
Упражнение «Дорога к школе»
Возьмите фигурку ребенка и поставьте на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе:
красная дорожка означает сильную Вашу тревогу, беспокойство,
синяя – умеренное беспокойство,
зеленая – нет никакой тревоги.
(Родители выполняют упражнение, педагог делает вывод).
Конечно, все Вы волнуетесь, и, конечно, беспокоитесь неслучайно, ведь это переломный период в жизни Вашего малыша: главным станет учеба, он приобретет новое положение в обществе. И от того, насколько готов Ваш малыш к школьному обучению, зависит его отношение к школе, учебе.
Но что же включает в себя готовность ребенка к школе?
Это не только знания, умения и навыки, это и физиологические, и познавательные, и психологические аспекты, которые должны гармонично сочетаться в ребенке, готовом к школьному обучению.
Одним из необходимых условий развития интеллектуальной готовности ребенка к школе является память.
А нашим детям, имеющим психологические проблемы и тяжелые нарушения речи, необходима систематическая, целенаправленная помощь в развитии различных видов памяти.
Дошколятам надо помогать запоминать, учить контролировать правильность запоминания, поощрять желание запоминать.
Но как же развивать память?
И педагоги, и психологи в этом вопросе единодушны: только в игре!
Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет, а значит, для того, чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить в игре.
Память ребенка прекрасно развивают разнообразные игры, а так же заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, игры в шашки и шахматы.
И сегодня мы приглашаем Вас на игротеку «Вместе играем, память развиваем!» Надеемся, что наши игры помогут Вам развить на только память, но и познавательные интересы Ваших детей, подготовить их к школе.
Упражнение «Ажурная салфетка»
И сейчас мы с Вами выполним интересное упражнение. Главное условие – ни на кого не смотреть, слушать только мою инструкцию. Перед каждым из Вас лежит салфетка, возьмите ее
- сложите салфетку пополам,
- оторвите правый верхний угол,
- опять сложите пополам,
- оторвите правый верхний угол,
- сложите салфетку пополам,
- оторвите правый верхний угол,
- сложите салфетку пополам,
- оторвите правый верхний угол,
- раскройте салфетку.
(Родители выполняют задание)
Вопросы родителям:
- Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему?
- Как Вы считаете, что развивает у детей выполнение данного упражнения?
Вывод: очень важно научить ребенка не только слушать, но и слышать педагога, действовать по инструкции.
Сейчас поиграем в игру «Нарисуй фигуры»
Посмотрите внимательно на карточку, запомните расположение геометрических фигур. Возьмите фломастеры и нарисуйте на листе бумаги те фигуры, что запомнили, учитывая их цвет и размер.
(Воспитатель показывает карточку, затем убирает ее, родители выполняют задание)
Вопросы родителям:
- Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему?
- Как Вы считаете, какой вид памяти развивается у детей в этой игре?
Вывод: в этой игре развивается зрительная память, а так же умение ориентироваться на листе бумаги и, конечно, знания о геометрических фигурах, их качественных признаках.
Предлагаю Вам игру «Чудесный мешочек»
В моем чудесном мешочке лежат разные предметы. Вы на ощупь должны определить предмет, назвать его и только потом достать из мешочка и показать всем.
(Воспитатель подходит к каждому из родителей, они выполняют задание)
Вопросы родителям:
- Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему?
- Как Вы считаете, какие способности развиваются у детей в этой игре?
Вывод: у дошкольников развивается способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам, т. е. тактильная память. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении.
Двигательную память детей развивает такая игра, как «Цепочка действий».
Но в этой игре есть главное условие – сначала выслушай, а потом выполняй!
Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь направо, потом налево, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите: «Ух!»
(Родители выслушивают задание и выполняют его)
Вопросы родителям:
- Были ли трудности? Почему?
- Какие качества развиваются в данной игре у детей?
Вывод: в данной игре развивается не только двигательная память, но и умение выслушивать задание до конца, умение ориентироваться в пространстве, умение определять направление движения.
Следующая игра называется «Я положил (а) в мешок»
Давайте представим с Вами, что мы собрались в длительное путешествие. И нам необходимо взять с собой много еды, вещей и т. д.
(Родители договариваются, что будут называть, например, фрукты и овощи)
Я начинаю игру и говорю: «Я положила в мешок яблоки». Следующий играющий должен повторить сказанное и добавить еще одно слово: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.
Вопросы родителям:
- Были ли трудности? Почему?
- Что развивает эта игра у детей?
Вывод: эта игра развивает у детей способность слушать, слышать и запоминать последовательность слов, т. е. развивается слуховая память; активизируется и обогащается словарь дошколят.
Итог.
Конечно, существует множество других игр, способствующих развитию и памяти, и внимания, и воображения, некоторые из них потребуют от взрослых немало времени и сил, а возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных дел или интересов.
Но за это Вы, родители, будете вознаграждены: совместные игры с ребенком подарят Вам бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной стране детства, познавая мир вместе со своим малышом; играя, Вы поможете ему подготовиться к постоянным умственным нагрузкам, успешно адаптироваться в новом детско-взрослом коллективе.
Рефлексия «Все в моих руках»
Будущее Ваших детей в Ваших руках!
Предлагаю Вам взять лист бумаги, ручку или карандаш, обвести свою руку и вписать внутри контура ответы на вопросы:
- больше всего мне понравилось…
- в дальнейшем я буду использовать с ребенком дома…
- сегодня я узнал (а) новое…
- неожиданным для меня сегодня было…
- я и раньше знал (а) то, что сегодня услышал (а…
(Родители по желанию озвучивают свои ответы)
И закончить нашу встречу хочется словами великих людей:
«Память слабеет, если ее не упражняешь» - Цицерон,
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» -
В. А. Сухомлинский.
Играйте в удовольствие!