Светлана Возилова
Игра-путешествие для учащихся начальной школы «По лесным опушкам…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.
Задачи:
- закреплять знания детей о лесе и о растениях леса
- пополнять знания детей о лекарственных растениях и их применении
- развивать умение работать в группе
- воспитывать чувства патриотизма и ответственности
Форма проведения
– игра-путешествие.
Подготовительная работа:
- чтение книг о лесе
Публикация «Игра-путешествие для учащихся начальной школы „По лесным опушкам…“» размещена в разделах
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- разгадывание загадок
- словарная работа (ассоциация)
Оборудование:
- маршрутные листы по количеству команд
- вывески-названия и номера опушек
- костюмы и карточки с заданиями для стоящих на опушках
Игра – путешествие, проходит с участием родителей, переодетых в костюмы Кота, Лешего, Бабы-Яги и других героев.
Маршрутные листы, которые выдаются детям для путешествия, составлены так, чтобы дети разные группы детей в одно и тоже время были на разных опушках. Каждое задание, выполняемое на лесной опушке, а их будет всего пять, оценивается по пятибалльной системе. В конце путешествия подсчитываются баллы, заработанные каждой командой.
Вся игра-путешествие происходит на территории пришкольного участка. Все лесные опушки пронумерованы и обозначены, чтобы дети их видели.
Начало игры-путешествия и подведение итога происходит в классе или актовом зале.
Минусовка Суэтов Сергей «Шел по лесу музыкант) – лесная песенка (отрывок).
Учитель:
Ребята, а давайте сегодня совершим путешествие по лесным опушкам. В лесу очень красиво и интересно.
Выходят Кот и Леший
Мы тут слышали вы в лес собрались?
Звучит фонограмма песни из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити» ПЕСНЯ «ДИКИХ ГИТАР» слова: Владимир Луговой, музыка: Геннадий Гладков.
Кот и Леший поют её (или изображают, что поют).
Учитель:
Здравствуйте Кот и Леший. Что же вы такие сердитые? Мы никого не хотим обижать, никому не будем мешать. И ваш покой мы тоже не нарушим.
Кот:
Все так говорят, а придут в лес и обо всем забывают!
Леший:
Вот вы знаете правила поведения в лесу?
Учитель:
Конечно, знаем!
Кот:
Ну, раз знаете, расскажите!
Учитель:
Мы вам не только расскажем, а еще и покажем. Усаживайтесь поудобнее, слушайте и смотрите.
Показ презентации.
«Здравствуй лес…»
Леший:
Молодцы! Знаете как себя в лесу вести.
Кот:
А вот мы на деле проверим, как вы лес знаете, да правила соблюдаете. Путешествовать будете по нашим правилам, согласны?
Учитель:
А какие у вас правила?
Кот:
Мы разделим всех вас на группы. Каждая группа получит свой маршрутный лист, где отмечено, как группа будет путешествовать. На каждой опушке надо выполнить различные задания. Вот если вы со всеми заданиями справитесь, на пути не заблудитесь, да о правилах поведения не забудете, вот тогда мы вас всегда рады видеть у нас в гостях.
Учитель:
Ребята, вы согласны с условиями Кота и Лешего.
(Ответы детей)
Леший:
Попрошу всех встать по росту и рассчитаться на 1, 2, 3, 4 –й.
(Дети выполняют задание)
Леший:
У нас получилось 4 команды. Каждая команда выбирает себе командира, который будет отвечать за действия всех членов команды.
(Дети выбирают командиров)
Кот:
Попрошу командиров получить маршрутные листы.
(Дети получают маршрутные листы)
Кот:
Помните, на каждой опушке вас будут ждать. Где-то буду я, где-то Леший, а где-то и наши лесные друзья и подружки.
Вы готовы отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
Учитель:
Ребята, удачи вам, будьте внимательны и дружны. Я с большим нетерпением буду ждать вас здесь.
Опушка №1. «В лес по загадки».
1. Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Толю – костяникой. (Лес)
2. Зелена, а не луг
Бела, а не снег,
Кудрявая, а не человек. (Береза)
3. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
4. Вот ягодки, смотри,
Как наперстки малые.
Все они под цвет зари
Алые – приалые. (Малина)
5. Под кустом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черника)
6. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
7. В шубе летом,
А зимой — раздеты
Их весной и летом
Видим мы одетыми.
А осенью с бедняжек
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха их разодели. (Деревья)
8. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
9. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
Опушка №2 «Волшебные превращения».
Задание:
Изменить одну букву в слове так, чтобы получилось название дерева.
ЗУБ (дуб)
ЛУПА (липа)
КЛИН (клен)
ОСЕНЬ (ясень)
ОЛЬГА (ольха)
КАДР (кедр)
КАФТАН (каштан)
Опушка №3 «Я вам слово, вы мне десять».
Задание:
Подобрать слова ассоциации к слову:
А) полянка
Б) муравейник
Опушка №4 «Лекарственные растения»
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Вот и вам предстоит отгадать о каких растениях пойдет речь. А я вам расскажу, как они помогают нам.
1. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Подорожник. Его свежие листья используют для лечения ожогов, гнойных ран и фурункулов. При ангине, тонзиллите показано полоскание горла соком или отваром подорожника.
2. Ты растение не тронь!
Жжется больно, как огонь.
Крапива. Применяется при аллергической сыпи, крапивнице. Корневища применяют при кашле. Сок крапивы добавляют в воду для полоскания волос, чтобы укреплять их.
3. Дикой розой называют,
Как лекарство применяют.
Шиповник. Его плоды используют для лечения воспаления легких, желудочно-кишечных заболеваний. Настойка шиповника рекомендуется при малокровии. Маслом шиповника лечат язвы, экземы, дерматиты.
4. Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Репейник. Свежий лист лопуха репейника помогает снять головную боль, избавиться от болей при артрите и радикулите. Репейное масло укрепляет волосы.
5. Стоят кругом сестрички
Желтые глазки, белые реснички.
Ромашка аптечная. Применяется как противовоспалительное средство для полосканий, примочек и ванн. Используется в косметике для придания волосам золотистого цвета.
Опушка №5 «Лесные заморочки».
Задание:
Из букв слова ЛЕСНИЧЕСТВО составить новые слова.
Учитель:
Вот и закончилось ваше путешествие по лесным опушкам. Вы молодцы!
Кот:
Давайте подведем итоги, попрошу командиров сдать маршрутные листы.
Леший:
Пока будут подводиться итоги, предлагаю вам посмотреть мультфильм.
Правила безопасного поведения на природе на www.youtube.com
Пожар в лесу - мультфильм для детей на www.youtube.com
Кот:
Пришло время огласить результаты игры-путешествия. Вот что у нас получилось.
(Объявляются результаты)
Леший:
Ребята, вы показали себя прекрасными друзьями и знатоками леса. Мы будем дружить с вами и ждем вас у себя в гостях.
Учитель:
А я ещё раз хочу напомнить вам:
Лес зеленый охраняй!
Никого не обижай!
Не губи деревья ты!
Сохраняй в лесу цветы!
Всем спасибо. Я очень рада, что вы дружно справились со всеми заданиями.
Наши новые друзья оставили для нас вот этот узелок. Давайте посмотрим, что в нем.
(Дети развязывают узелок и достают оттуда конфеты с каким-нибудь лесным названием. Конфеты раздаются детям)