lyudmila kornishina
Художественно-речевая деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместная падения культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешным во взрослой жизни.
Негативные факторы, влияющих на речевую функцию;
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
Публикация «Художественно-речевая деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Цель. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умение принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).
Задачи. Развивать творческую активность детей;
- формировать звуковую выразительность речи;
- развитие познавательной активности детей :(любознательность, инициативность, самостоятельность).
- развитие общепринятых представлений об окружающем мире, о себе, о других людях;
- развитие речи ребенка, как необходимого условия познания;
- формирование высших психических процессов (память, внимание, мышление и др.).
Идея. Последовательное применение методов и приемов работы с детьми, направленных на создание мотивации речевой деятельности, развитие внутреннего программирования, активизацию речевых средств для лексико – грамматического оформления высказывания и благоприятное протекание сенсомоторного уровня речи.
Замысел. .Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования. Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, к сожалению, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Вместе с тем в дальнейшем культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами языка, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной рекомендацией личности.
Условия. Знание педагогами особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.
Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи исходя из полученных данных.
Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстниками.
Систематическое проведение занятий.
Этапы реализации. 1 этап – 2 мл. группа
2 этап – ср. группа
3 этап – ст. группа
4 этап – под. группа
Участники: дети, квалифицированные воспитатели дошкольных групп, заведующая ДОУ, логопед, родители.
Научная основа. Использованы идеи Федоренко Л. П., Фомичевой Г. А., Лотарева В. К. о развитии речи детей. Концепция основана на развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально – волевой сферы (чувств, воли)
В основе построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, а главным фактором является учет развития речи детей данного сада.
Головин Б. Н. Основы культуры речи.
Сущность. Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно – познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой, и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будет заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Ожидаемый результат. Овладение каждым ребенком связной речью, на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для повествования о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлений.
-Умение использовать разные части речи точно по смыслу.
- Произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Основные направления работы с детьми.
1. Организационные формы обучения на занятиях.
2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
3. Наблюдения.
4. Игровая деятельность.
5. Театральная
6. Самостоятельная деятельность ребенка
7. Праздники и развлечения.
8. Беседа. о прочитанных книгах. /Худ. Литература).
9. Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.
Обучение речи.
Блок 1. Воспитание звуковой культуры речи детей.
Звуки речи, отдельные элементы интонации просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр. - сами по себе ничего вне языка не обозначают, не кодируют действительность, но без них нет речи и просодемы –, строительный материал, устной речи (письменная речь – графический код устной речи). .
1. Чтобы научится говорить:
- артикулировать все характерные для данного языка фонемы;
- произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях в слове;
- модулировать просодемы, создающие интонацию.
2. Основной метод упражнений, используемый для усвоения просодем, метод – имитации. Приемы реализации этого метода:
- дидактические игры,
- сюжетные игры.
Дидактические игры проводятся на материале специальных составленных учебных и художественных авторских текстов. Сюжетные игры строятся как ролевые игры и драматизации художественных произведений.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей организуется преимущественно в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома; взрослый исправляет ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.
ЗАДАЧИ: (занятия по фонетике)
- постановка дыхания;
- усвоение ритма слова (слогоразделение)
- усвоение артикуляцией отдельных звуков речи; - .
- приобретение навыка в модулировании законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.
БЛОК 2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ.
Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителей» одновременно всех компонентов языка _- фонетики, лексики, грамматики. В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно.
:
Ступени обобщения слов по смыслу:
-Нулевая ступень обобщения; - имя собственное, название (имя) единичного предмета (конец первого – начало второго года жизни).
- Первая ступень обобщения – имя нарицательные, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. (к концу второго года жизни). .
- Вторая ступень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия; (мебель, фрукты, посуда….). Названия действий, признаков передаются обобщению в форме имени существительного; хождение, бег, полет, синева. (усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет).
- Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель; движение – это полет, бег, плавание; плоды – это овощи, фрукты, злаки
Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщения примерно к пяти или шести годам.
- Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.
Усваивая слова, находящиеся в отношениях родо- видовых (мебель – стол, стул, кровать, дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части: стул – ножка, спинка, сиденье; лицо- лоб, щеки, нос, рот, глаза; умываться – набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т. д. .
БЛОК 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Грамматические значения – это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т. е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Например, ребенок может понимать лексический смысл, т. е. соотносить с внеязыковой действительностью слова яблоня, посадить, но не знать смысла грамматических форм, употребленных в предложениях: Яблоня посажена или Яблоню посадят (не понимать смысла формы именительного падежа существительного и краткого страдального причастия, обозначающих предикативные, т. е. сказуемостные, отношения, или винительного падежа существительного и 3-го лица будущего времени глагола, обозначающих дополнительные, предметные, отношения). Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.
В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.
Методы и приемы формирования грамматических навыков.
Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Без предварительного усвоения детьми минимального количества слов и умения как - то артикулировать звуки и модулировать интонацию предложения грамматические упражнения невозможны. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит в просе обогащения их словаря и развития фонетических навыков.
К трем годам словарь ребенка достигает 1300-1500 слов, к четырем годам он увеличивается почти вдвое.
Работу над грамматическим строем следует начинать со знакомства с именами существительными, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, а кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи: прилагательные – по падежам, родам и числам; прилагательные и глаголы в прошедшем времени – по родам и числам.
К семи годам дети, как правило, должны владеть всеми грамматическими формами речи: склонением имен существительных и прилагательных, спряжением наиболее употребительных глаголов; для характеристики признака действия (пространственного, временного, образа действия) они пользуются наречиями, употребляя их в строе словосочетания и предложения, например: шел быстро, говорил тихо, свернул влево, вернулся поздно вечером, приехал засветло и. др.
Основным видом работы по формированию грамматических навыков в речи детей подготовительной к школе группе может стать работа по оформлению одной и той же мысли различными языковыми средствами.
Вторым направлением в работе по развитию речи детей этого возраста может стать обучение их употреблению в речи причастий.
Развивая синтаксический строй детской речи, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения. Только при условии владения всеми грамматическими формами ребенок будет хорошо подготовлен к обучению в школе.
БЛОК 4. ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ДИАЛОГ и МОНОЛОГ.
Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем – то и вызвать на ответ, побудить к какому – то действию.
Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких – то фактах.
Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками.
Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях.
Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации.
Указанные методы чаще всего реализуются:
1) приемами подготовленной беседы (разговора)
2) приемами театрализации (имитации и пересказа).
Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя: 1) научиться слушать детей, 2) научиться помогать им пересказывать, рассказывать, сочинять. Работа над монологом в средней, старшей и подготовительной группах отличается прежде всего сложностью содержания и размером текста (то и другое определяется «Программой воспитания в детском саду»).
Во всех возрастных группах основным приемом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приемы – опора на реальные предметы, опора на картинки.
БЛОК 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений – миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.
Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:
1) повторное чтение всего текста,
2) повторное чтение отдельных частей его.
Чтение может сопровождаться:
1) игровыми действиями детей;
2) предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам
3) словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,
б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? и подобных,
в) подсказыванием при ответах детей слов – эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбия, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.) ;
.
Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.
БЛОК 6 ДИАГНОСТИКА.
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли.
Важно вести наблюдения за детской речью для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приемов.
Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.
Для обследования речевого развития детей необходимы «так называемые» стимульные материалы: игрушки, дидактические пособия (настольно – печатные игры, репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные театры и т. др.
Обследование, не нарушая хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! Как же ты красива!
Е. Щукина.