Наталия Петрушенко
Хозяйственно-бытовой труд в жизни детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хозяйственно-бытовой труд.
Мытье игрушек (кукольной посуды)
Возраст 4-5 лет
Содержание труда
Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его не так заметны, как в других видах труда. Так, сделанная руками ребенка игрушка долго может напоминать о затраченных усилиях, выращенное растение наглядно свидетельствует о результатах труда. А на протертые полки, стеллажи или выстиранное кукольное белье дети могут и не обратить внимания.
Публикация «Хозяйственно-бытовой труд в жизни детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его не так заметны, как в других видах труда. Так, сделанная руками ребенка игрушка долго может напоминать о затраченных усилиях, выращенное растение наглядно свидетельствует о результатах труда. А на протертые полки, стеллажи или выстиранное кукольное белье дети могут и не обратить внимания.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует тщательно продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям.
Так, предлагая детям протереть игрушки, подчеркивают необходимость сначала все приготовить и удобно расположить: поставить стол, постелить на него клеенку.
Дети и сами могут участвовать в приготовлении всего необходимого для труда : достать из шкафа тазик, подносы, надеть фартуки.
Цель: Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате
Задачи:
1) Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам :
вытирать пыль;
мыть игрушки;
вытирать игрушки полотенцем;
аккуратно расставлять их на полки.
2) Формировать у детей положительное отношение к работе, ее результатам, желание трудиться для другого.
3) Воспитывать такие качества личности, как самостоятельность, аккуратность, проявление заботы друг о друге, ответственность за общее дело.
4) Учить доводить начатое дело до конца.
5) Воспитывать интерес к труду.
Ход деятельности:
Трудовая деятельность тесно переплетается с игрой. Так, например, перед тем, как приступить к мытью игрушек, мы сообщаем детям, что кукла Катя заболела, так как пообедала из грязной посуды.
Врач ее вылечил и дал совет, что сделать, чтобы Катя больше не заболела. Как вы думаете, что посоветовал доктор? Дети высказывают предположения, среди которых звучит предложение - помыть посуду. Как известно, мытье посуды необходимо для того, чтобы на ней не оставались остатки еды. Они представляют из себя прекрасную среду для развития болезнетворных бактерий и плесени.
Дети соглашаются и делятся на три группы. Каждой группе дается свое задание. Но перед тем как приступить к мытью, мы готовим все необходимое: тазики (два из них с водой, ветошь, мыло, клеенка на столы.
Первая группа моет кукольную посуду с помощью ветоши и мыла.
Вторая группа детей ополаскивает вымытые игрушки в чистой воде и передает их третьей группе.
Третья группа детей вытирает посуду и складывает ее в тазик.
Во время мытья посуды дети проговаривают причины, по которым они это делают («мы моем посуду для куклы Кати, чтобы она больше не болела», уточняют свои действия («мы моем посуду с мылом», «мы полощем посуду в чистой воде», «мы протираем посуду насухо»). Завершив работу, дети убирают рабочий инвентарь: расставляют посуду на полки, протирают столы, аккуратно развешивают ветошь для просушки, возвращают на место тазики. Это приучает их быть аккуратными не только во время, но и после завершения трудовой деятельности.
В ходе трудовой деятельности мы с детьми отгадываем загадки, посвященные труду и чистоте :
Результаты деятельности
В результате трудовой деятельности
Дети обучаются простейшим трудовым умениям и навыкам, самостоятельно поддерживают порядок в групповой комнате:
-вытирают пыль;
- моют игрушки;
-вытирают игрушки полотенцем;
-аккуратно расставляют их на полки.
Воспитывается интерес к труду.
Воспитывается привычка к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, аккуратность, взаимовыручка, проявление заботы друг о друге, ответственность за общее дело.
Формируется положительное отношение к работе, ее результатам, желание трудиться для другого.
Дети учатся доводить начатое дело до конца. Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.
Труд становится средством воспитания только тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. В течение года мы стараемся, чтобы каждый ребенок достаточно часто выполнял разные поручения, был дежурным, принимал участие в коллективном труде. Мы планируем трудовую деятельность детей, постепенно усложняя воспитательные задачи в течение года.