МААМ-картинки

Гуманность народной педагогики

Зинаида Колмакова
Гуманность народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Гуманность народной педагогики

Веток сухих, для корзины не гнут, Отпрысков учат, покуда растут. (Хакасская народная пословица)
Забота о будущем поколении и его воспитании является главным долгом человеческого общества. С первых дней ребёнка его естественным спутником и источником радостных эмоций является народная педагогика, обладающая обучающей и воспитательной силой. Она является традиционным средством народной педагогики в формировании этнических преставлений дошкольников, и представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Темочки:

К. Д. Ушинский отмечал,

что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством не только раскрытия национальной самобытности, но и средством формирования патриотических чувств и воспитания нравственных качеств личности. В. А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. А психолог Л. С. Выготский выдвинул идею о том, что в развитии ребенка надо различать две «сплетенные» линии: одна - естественное «созревание», другая - культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, художественные народные промыслы и т. д. Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения детей; основные нравственные правила и идеалы, понимание образа и зла, нормы общения и человеческих отношений отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывали историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.

На протяжении процесса включения ребёнка в реальную жизнь хакасская народная педагогика пользуется важными его компонентами как, колыбельные песни, сказки, загадки и игры, тахпахи, а так же примерами, образцами отношений, запретами (прямыми, типа «нельзя», а чаще всего опосредованными в виде половиц, поговорок, сказок, поучений).

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Даже в самом маленьком произведении, будь то тахпахи, песни и сказки, пословицы и поговорки, загадки, высвечивается эпоха, колорит национальной культуры. Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку с младенческого возраста. В разные жизненные моменты используются разные песни: колыбельные, детские, игровые, трудовые. В песнях отражены буквально все требования к становлению, совершенствованию личности.

Колыбельная песня – маленький лаконичный урок на всю жизнь. Урок этот добрый и искренний, потому что исходит от близкого человека. Колыбельная песня – первичная форма освоения действительности познания окружающего мира. Через колыбельную песню ребёнок усваивает словарный запас, знакомится со своей семьёй, родственниками, родом.

Дедушка твой Хара-Хан,

Бабушка твоя Хара-Торгы,

Отец у тебя Хара-Педекей,

Мать твоя Поган-Арыг…

Дядя по матери твой Погда Кирис.

Мудрость, трудовой опыт поколений, свод правил жизненной морали и нравственности, быта, мировоззрения на прошлое и настоящее отразил в пословицах и загадках. В пословицах отражается действительность, поэтому они имеют большое познавательное значение. Многие из них сложены на тему необходимости почтения к старшим, вежливости по отношению друг к другу. Эти качества прививали с детства в семье.

Старшего брата будешь слушать,

Больше проживёшь.

Пословицы ориентируются не на безоговорочное подчинение авторитету старших, но на их мудрость, гуманное заботливое отношение к младшим.

Старших почитай,

Младших оберегай.

В загадках отражены черты жизни и быта хакасов. Хакасская загадка в звуковом отношении (можно использовать для упражнений в чётком произношении звуков)

Ойда отыс ой адым. В долине тридцать соловых коней. (Зубы)

Сказки занимали одно из главных мест в словесном творчестве хакасского народа и переходили от поколения к поколению. Они выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребёнка форме, раскрывали исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности и были средством художественного познания действительности и служили целям воспитания.

Народ и сегодня рассказывает сказки. Но среди народа есть особо искусные сказители – мастера устного сказа – хайджи и нымахчы. Хайджи и нымахчы являлись собирателями и хранителями народной поэзии. Народный сказитель – хайджи – рассказывая героические сказания сопровождал их горловым пением и игрой на чатхане. Народные мелодии, песни и инструменты развивают у детей положительные эмоции радости бытия, прививают красивые манеры, направляют его к благородным поступкам. Знакомясь с ними, ребенок проникается уважением к его традициям и обычаям. Народная музыка через своих народных сказителей - хайджи ярко и правдиво раскрывает волнующие проблемы жизни. Именно они являются прирожденными педагогами и талантливыми воспитателями. В ненавязчивой форме через сказания в своих слушателях развивают находчивость, сообразительность, умение сопереживать: воспитывают чувство добра, справедливости.

Психологи доказывают, что особенно в раннем детстве ребенок нуждается положительных эмоциях и любви близких.

«Ласка матери и до камня доходит».

Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Общепризнанно: «Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу».

Хакасы большое уважение проявляли к многодетной матери. Об этом говорит пословица:

«У вырастившего скот сыт желудок,

У вырастившего детей сыта душа».

При воспитании детей существовало множество различных запретов. Рёбенка никогда не ставили на порог – останется малорослым. Нельзя сидеть, опираясь двумя руками о землю – будет печальным. При игре нельзя вместо шапки надеть посуду – ребёнок не вырастет. Ребёнка нельзя ставит на стол – вырастет болезненным и капризным. Малыша не кормили из ложки, которой мешали кашу – будет злоязыким. Следить за тем, чтобы он долго не плакал, а то долго не проживет. Нельзя целовать подошвы младенца – мальчик вырастет слабым, а девочка легкомысленной. Не целовали в лоб – будет жадным.

Когда замечали, что ребёнок во сне скрипел зубами, то на шею ему вешали шнурок, сплетённый из шерсти с нанизанным клыком марала. Клык марала имеет магическое свойство избавлять человека от подобного недуга. Для этого давали малышу кусать его зубами. Когда маленький ребёнок заходил к кому-либо в дом, то ему обязательно что-нибудь дарили. Нельзя было обижать ни старого, ни малого. Хакасская мудрость гласит: «Глаза маленького ребёнка могут послать проклятие, возраст престарелого человека может наслать проклятие».

У детей вырабатывали уважение к взрослым, почитание к природе, к небесным светилам. Им нельзя было называть взрослых по имени, а только иносказательно, т. е. отец или мать такого-то ребёнка. Запрещалось ходить перед сидящими людьми, громко смеяться в их присутствии и т. д.

К десятилетнему возрасту детей уже приучали к труду. Мальчиков с5-6 лет учили ездить на лошадях, а в 7-8 лет они начинали пасти скот. С 13 лет приучали косить сено, а с 15 лет уже брали с собой на охоту. Девочки с 6-8 лет уже мыли посуду, сами заплетали косички, учились вышивать, выделывать шкуры. В 10 лет уже доили коров. В 13 лет учились делать сырцы, хлеб. В 17-18 лет девушки уже сами шили шубы, платья, обувь. Воспитание детей в основном лежало на женщине. Поэтому хакасская пословица говорит: «Силу женщины забирают дети, силу мужчины забирает тайга».

Итак, рождение и воспитание хакасского ребёнка проходило под эгидой веками выработанных национальных устоев и традиций. А в настоящее время, когда дети посещают дошкольные учреждения, и воспитание и образование проходит на основе достижений современной дошкольной педагогики по разным программам. И программа «Детство», разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена предлагает вести воспитание и образование с позиций гуманистической педагогики.

Как соотнести программные требования основных программ с планом учебно-воспитательной деятельности в детском саду на идеях народной педагогики? Понятно, что всю хакасскую народную педагогику невозможно «втиснут» в деятельность детского сада, ибо многое в ней определено стандартом программы воспитательной работы. Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал её сущность и способствовал бы повышению эффективности работы детского сада. Поэтому в соответствии с Федеральными государственными требованиям разрабатывается тематическое планирование, с целью ознакомления с историей родного края и приобщения детей к культуре хакасского народа, что позволяет показать особенности культурного наследия, воспитать уважительное отношение к национальным традициям и обычаям и понять, что гуманность хакасской народной педагогики состоит:

• В уважении ребёнка, как личности;

• В уважении его достоинства;

• В понимании его проблем и поступков.

Процесс вхождения ребенка в ценностно-нормативную систему мира взрослых должен осуществляться через освоение культуры, как своего народа, так и людей, принадлежащих к другой этнической группе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Литература

1. Бутанаев В. Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан. 1996.

3. Бутанаев В. Я., Верник А. А. Народные праздники Хакасии. – Абакан. 1999.

4. Мудрое слово. Сборник хакасских народных пословиц, поговорок и загадок. – Абакан. 1976.

5. Бутурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М. : А. П. О., 1995.

6. Кириченко И. И., Боргояков Т. А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. – Абакан. «Поиск Абакан», 2005 - №1(10).

Публикации по теме:

Моя группа «Красная смородина»Моя группа «Красная смородина» Иммануил кант:«Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ.

Загадки, пословицы и поговорки — форма словесного народного творчества Загадки - зарядка для ума Произведения малого фольклора получили своё признание в работе детского сада. Совершенно очевидно, что доступная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гуманность народной педагогики
Опубликовано: 15 мая 2013 в 19:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гуманность народной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Колмакова (УИ 70450) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД