НИНА КУЗНЕЦОВА
Групповой проект «Вырос он под синим небом, а на стол пришел он хлебом»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Дать представления о том, что хлеб –
основной продукт питания человека.
ЗАДАЧИ: - Знакомить детей со злаковыми растениями, этапом перехода
зерна в продукт питания.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
- Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Публикация «Групповой проект „Вырос он под синим небом, а на стол пришел он хлебом“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, чтение литературных произведений по теме, рассматривание иллюстраций. Инсценировки сказок: «Колобок», «Колосок».
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети, педагоги, родители и специалисты профессий по теме.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ :
1. Занятие «Хлеб – всему голова!» /в группе/
2. Занятие «Хвала рукам, что пахнут хлебом» /в группе/
3. Экскурсия на пекарню «Вот он, хлебушек, душистый!»
/пекарня И. П. Гриднев/
ЭКСКУРСИЯ НА ПЕКАРНЮ: «ВОТ ОН, ХЛЕБУШЕК, ДУШИСТЫЙ»
ЦЕЛЬ: Познакомить с процессом приготовления хлеба.
Воспитатель: Вы ребята, уже знаете, как маленькое пшеничное зернышко стало полноценным спелым колосом, и как на мельнице из него смололи пшеничную муку и заполнили ею мешки до краев.
А сегодня на нашей экскурсии мы полностью последим, как и что надо сделать, чтобы каждое утро на наш завтрак был свежий, ароматный, душистый хлеб.
Сама мука одна единственная в хлеб превратиться не сможет, ей нужны друзья: вода, соль, сахар, дрожжи и машина для замеса пышного однородного теста. Это самый ответственный момент: потому что, если соли добавим много, то хлеб будет сильно соленым, а от сахара сладким, и кушать такой хлеб с борщем не получится. Да и дрожжей нужно взять в меру, и воду налить немного и немало, а точно для замеса. Ну а про чистоту в этом зале я и не говорю, она должна быть стерильной, Чтоб не одна пылинка, не один микроб не попал в будущий хлеб. Вот какой ответственный пост у тех специалистов пекарни, что делают замес теста
Переходим в новый зал. Здесь стоят в ряд чудо – печки, не маленькие домашние, и не сказочные деревенские печки- матушки, а современные высокие, блестящие шкафы с автоматическими дверцами, за которыми в глубине, в огненном жаре ходят по кругу формы-кирпичики, а в них поднимается, запекается и румянится тесто. Хозяином этого горячего цеха является – пекарь, который строго следит, чтоб хлеб не подгорел или сырым не остался, а пропекся на славу.
В новый зал мы переходим и замираем от чудесного аромата, витающего в воздухе. Это пахнет свежевыпеченный хлеб, а ловкие руки упаковщицы бережно принимают готовые буханки еще теплого душистого хлеба, устанавливают на деревянный лоток.
Булочки хлеба становятся в ряд,
Будто солдаты идут на парад.
Славный парад этот мир нам несет,
Сытость и жизненной силы полет!
Как только лоток заполнен его отправляют в специальный шкафчик на колесиках. Теперь его легко подвести к тому месту, где ждет машина для загрузки. Вот и последний этап, пришло время трудиться водителям «газелей» что привезут готовый хлеб и магазин, и в больницу и в далекий поселок и в детский сад к нашему завтраку главное богатство каждой страны:
ХЛЕБ БАТЮШКА! ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!
Завершается наша экскурсия «Мастер классом» от специалиста формовочного цеха.
- Для вас ребята, подготовлены равные кусочки сдобного теста. Посмотрите, какое оно очень мягкое, белое потому, что из пшеничной муки. Понюхайте, оно пахнет сдобой очень приятной, вкусной. Теперь раскатаем колбаску и затем завяжем ее в узелок. Один конец будет у нас головкой птички, а другой конец будет хвостиком. Полученные наши птички мы раскладываем на противень и несем ставить в печь. Через пять минут на выходе из печи вас ждут горячие, аппетитные птички-булочки. Вот и вы побыли настоящими пекарями, поздравляю вас.
А ребята дружно ответили «спасибо», за такой нужный и нелегкий труд:
Каждому знакомы мудрые слова:
«хлеб – хозяин дома. Всему он голова!»
Он дороже злата, серебра ценней,
Крупного булата - хлебушек ценней.
ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Ход ЗАНЯТИЯ:
ВОС-ЛЬ: : Наше занятие сегодня начнется сразу с игры. Я приготовила для вас угощение, а какое именно вы мне скажете сами.
Проводится игра «Угадай по вкусу»
Правильно вы угадали, я угостила вас хлебом. Какие слова вы подберете, что бы описать ваши ощущения: вкусный, мягкий, душистый, ароматный, аппетитный. Молодцы, замечательно правильные слова вы сказали о хлебе. Издревле люди относились к хлебу с большим уважением и называли его «наш батюшка, кормилец», а «каша- матушка».
Ребята. Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе :
ДЕТИ: -- Хлеб да каша, пища наша.
--Хлеб – всему голова.
-- Без хлеба нет обеда.
-- Где хлеб и тепло, там жить добро.
-- Будет хлеб, будет и песня.
-- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
ВОС- ЛЬ: Без хлеба нет сытости, и в каждом доме хлеб – это главный продукт. Поэтому, всегда помните—Хлеба к обеду в меру бери, он драгоценность им не сори!
Но как же хлеб попал на стол, откуда он к нам пришел. /игра - загадка/-
Вы ответе на вопрос:
Может он на ветке рос? /нет/;
В огороде, средь картошки? /нет/;
Может в парке среди роз? /нет/
Может он сначала был зерном слабым, золотым? /да/
Рос, сперва, на воле в поле.
Летом рос и колосился,
Собран был, обмалотился.
Зерна те в муку смололи.
Часть оставили, опять будут поле засевать. /Кузнецова Н. В. /
Рассмотрите, какой «букет» из различных колосков, в которых скрыто спелое зерно, я вам принесла.
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате – зерно,
Спелой зрелостью полно.
Будьте внимательны, колоски все «золотые», но друг на друга не похожи. Мы поиграем в слова-преобразования:
Смотрите – этот колос пшеницы = зерно - пшеничное; мука – пшеничная; тесто – пшеничное и хлеб – пшеничный, белый.
А это – рожь. Колосок – ржаной; зерно – ржаное; мука – ржаная; тесто – ржаное; хлеб – ржаной, темный.
Даже в сказках, русский народ не забывал о хлебушке, и часто делал его героем. Назовите сказку, в которых говорится о хлебе :
ДЕТИ: -- «Колобок»; «Теремок», там мышка-нарушка пироги пекла; «Колосок»; «Мужик и медведь»; «Крылатый, мохнатый да масляный».
ВОС-ЛЬ: Напоследок я предлагаю вам такую игру- Закончите предложение- «Я знаю, что хлеб это наше богатство, поэтому я буду….»
ДЕТИ говорят свои предложения.
ВОС-ЛЬ: Ваши мысли очень мудрые. Помните всегда о том, что узнали сегодня!
ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ!»
Ход ЗАНЯТИЯ:
ВОС-ЛЬ: ребята сегодня я прочитаю вам стихотворение Нуратдина Юсупова «Голубь и пшеничное зернышко». Слушайте внимательно.
Голубок нашел зерно:
-- Я искал тебя давно,
Зернышко пшеничное,
Вкусное, отличное!
Три желтых рта,
Три голодных рта
Смотрят в небо
Просят хлеба.
… Но ответило зерно:
- Я ведь все – таки одно.
Одного накормлю,
Двух других обделю.
Лучше ты меня зарой,
Схорони в земле сырой,
А, потом, увидишь сам,
Хватит корму трем птенцам!
Так зерно голубка попало в землю. Подумайте ребята, если голубку было мало одного зернышка для своих трех птенцов, то сколько же надо посадить зернышек, что бы накормить всех- всех деток? /много/
Правильно, очень много, и для этого нужны специальные машины которые помогут человеку в этом деле.
Отгадайте загадки:
Приготовим для зерна
Мягкую постельку:
Гребнем частым…борона,
Расчеши земельку!
Ходит в поле из края в край,
Режет черный каравай. /трактор/
Молодцы, отгадали правильно. Трактор помогает распахать черное поле, потом бороной – расчесать землю, разбить все большие комья и затем, подцепив за собой длинные сеялки, засеять его большим количеством маленьких зернышек пшеницы.
Исполняем потешку - физминутку:
Тара-тара-тара-ра,
Как из нашего двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить!
Сеял сеятель старинный
Из лукошка, решета.
Нынче сеялка – машина-
Этим делом занята. /дети рассматривают иллюстрации/
Теперь остается подождать, когда поле станет изумрудно зеленым, это зернышки дают свои ростки.
Посмотрите на ростки.
Почему они тонки?
Чтобы крепким стал росток,
Наливался колосок,
Должен он расти в землице,
Дождевую пить водицу.
Греться солнечным теплом, обдуваться ветерком.
В стихотворении наш Голубок это тоже понял и поочередно просил и дождик напоить свой росток, и солнышко- согреть росток и дать возможность ему созреть.
Рано утром голубок
Прилетел на бугорок,
Видит – стебель не простой:
Длинный-длинный, золотой,
Наверху усатый колос.
Слышит голубь звонкий голос:
-Поскорей меня в гнездо свое возьми!
Поскорей голодных деток накорми!
И точна, созрели наши колосья, стало поле золотой нивой. Пришло время потрудиться другим людям. В старину брали крестьянки в руки маленький, но очень острый предмет и шли на поле собирать колосья в снопы.
Днем на поле блестел,
Ночью на небе весел. /серп/
Это был очень тяжелый, ручной труд. Ведь работать надо было быстро от зари до зари, пока зерна не осыпались, пока дождь не намочил и не сгноил весь богатый урожай. А в наши времена, по желтой ниве плывут огромные машины-комбайны. Они большие, оранжевого цвета, с длинными плоскими ножами впереди, которые срезают колосок под самый корень. Тут же, внутри комбайна зерна выбиваются из колоса и через длинный рукав ссыпаются в кузов подъехавшего грузовика. А в чистом поле, за комбайном остаются туго связанные тюки золотистой соломы.
Вырастут в поле рожь и пшеница.
Их обмолотят – соломка родиться…. /рассматриваем иллюстрации/
Пришло время сохранить зерно, чтобы часть зерна засеять в следующем году, а большую часть отправить на мельницу:
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут. /мука/
Стали зернышки мукою, не дадут и ей покоя.
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
В нашем городе Зверево, тоже есть такой небольшой завод, это пекарня, куда мы с вами сходим на экскурсию. Именно там на пекарни из под рук пекаря выйдет сдобный хлеб – каравай.
Каравай заводит дружбу
С тем, кто с детства любит труд.
Если ты с работой дружен –
Выходи скорее в круг!
Проводим игру «Назови профессию» :
Работает на тракторе – /тракторист/
Сеет зерна - /сеятель/
Пашет землю - /пахарь/
Работает на комбайне - /комбайнер/
Водит грузовик с зерном - /шофер/
Молит муку – /мельник/
Печет хлеб - /пекарь/
Выращивает хлеб - / хлебороб/
Молодцы, теперь мы дружно скажем всем - большое спасибо!
--- ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ! ---
Вот и у голубка закончился рассказ о зернышке:
Птички зернышки клюют, клюют, клюют,
Дети песенку веселую поют:
-- Слава туче, что вспоила росток!
Гули – гули!
Слава солнцу, что спасло стебелек!
Гули – гули!
Слава полю, где созрел колосок!
Гули – гули!
Этой песней голубят
Кончим сказку для ребят!