Елена Синякова
Говорит, словно реченька журчит
▼ Скачать + Заказать документы
Говорит, словно реченька журчит»
Речь используется ребенком как средство общения в ситуации, которая возникает при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие с окружающими его людьми: родителями, сестрами, братьями, дедушками, бабушками и т. д.
Результатом речевого развития ребенка дошкольного возраста является овладение нормами и правилами родного языка и становление коммуникативных качеств, определенных для каждого возрастного этапа. Сегодня мы постараемся разобраться в каких случаях, и в каком возрасте стоит беспокоиться о недостаточном речевом развитии ребенка.
Публикация «Говорит, словно реченька журчит» размещена в разделах
В каких случаях нужно беспокоится?
Для нормального становления речевой деятельности, прежде всего, необходимо, чтобы у ребё нка:
- Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
- Правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
- Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки;
- Формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- Способность говорить;
- Способность понимать сказанное.
От рождения до 6 месяцев
Речь в своём развитии проходит определённые этапы.
Очень важно уже с первых дней рождения ребёнка всё время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать своё отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т. д.) доступнее пониманию ребёнка, она способствует более полноценному развитию малыша.
Ребёнок заражается вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать вам.
Изоляция ребёнка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменении личности.
7 – 10 месяцев
Ребёнок вступает в общение со взрослыми и начинает исследовать различные предметы, включая собственные ручки-ножки. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7 – 8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отражённый лепет – повторение за взрослым и самолепет – собственная речевая активность.
С 9 месяцев ребёнок начинает понимать простые словесные конструкции, дополненные жестами. Развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать с взрослым, активно используются игрушки.
Основания для беспокойства:
а) Отсутствие лепета (нет повторений за взрослым);
б) Невыполнение простых словесных команд (дай, покажи);
10 – 12 месяцев
Основания для беспокойства:
а) Ребёнок не реагирует на своё имя;
б) Отмечается отсутствие лепетных слов (би - би, ав - ав, бух, дай, ба-ба и др.)
1 – 3 года
После года развитие речи идёт стремительно. Возрастает потребность малыша в речевом общении. У него появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребёнка, то заглушается развитие активной речи.
Основания для беспокойства:
а) Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. При появлении речевого подражания ребёнок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова и искажает его, использует аморфные слова (Например, дека- девочка, пику – купи, пэха – хлеб и т. д.).
б) Ребёнок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
в) Малыш строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено (Например, Аня хочет, нет – Я не хочу).
г) В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я», говорит «мы»).
д) Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
4 – 5 лет
Основания для беспокойства:
а) У ребёнка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом : овощи, фрукты, ягоды, деревья, мебель, посуда, домашние и дикие животные, обувь и т. д.
б) Затрудняется заменить слово синонимом : собака – пёс, пачкать – грязнить, смотреть – глядеть и т. д. ; подобрать к слову антоним : холодный – горячий, улыбаться – хмуриться и т. д.
в) Ребёнок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах).
5 – 6 лет
К 6 летнему возрасту ребё нок овладевает:
а) Самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них).
б) Звуковой формой слов (правильное произнесение всех звуков; нахождение определенного звука в словах; придумывание слов на заданный звук; правильное речевое дыхание, дикция, сила голоса и т. д.)
в) Объяснением значения слов ( для чего нам нужен: холодильник, пылесос, стиральная машина, компьютер).
г) Грамматическим строем речи: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); словообразование (образование одного слова на базе другого с помощью суффиксов, приставок); синтаксис (построение простых и сложных предложений).
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.
Речевые нарушения у детей 5 -7 лет
Нарушение звукопроизношения: неправильная артикуляция звуков, пропуски, замена звуков.
Нарушение слоговой структуры.
Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения слов.
Неправильное грамматическое оформление высказывания.
Нарушение связного высказывания.
Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение выразительных средств устной речи.
Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, послоговое произнесение слов.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.
Расстройства речи могут проявляться изолировано и в различных комбинациях.
В заключении хочется пожелать всем успехов в воспитании ваших детей, верьте в себя и возможности своего ребенка!
Синякова Е. С. логопед