Елена Федорова
Готов ли ваш ребенок учиться читать?
▼ Скачать + Заказать документы
Рано или поздно любой родитель пяти-шестилетнего ребенка задумывается о том, умеет ли ребенок читать. Хорошо, если к этому моменту ребенок уже хотя бы немного может соединять буквы в слоги и слоги в слова, а если нет? Как же определить, можно ли начинать учить ребенка читать или ему необходимо еще чему-то научиться, усовершенствовать или приобрести какие-то необходимые навыки? С чего следует начать проверку и как оценить умения ребенка, его готовность к обучению чтению?
Публикация «Готов ли ваш ребенок учиться читать?» размещена в разделах
Не будет лишним сказать, что родители, начинающие учить ребенка читать с заучивания букв, зачастую могут столкнуться с двумя проблемами: первое – ребенок не может запомнить буквы, как бы старательно с ним не занимались, и второе – буквы ребенок знает, а вот читать никак начать не может. В этом случае родители начинают искать помощь, приглашая к ребенку репетиторов по подготовке к школе и обучению чтению. Но прежде чем обратиться к посторонней помощи, можно попробовать разобраться в проблеме самостоятельно. В любом случае понимание причин сложностей, с которыми столкнулся ребенок поможет и в дальнейшем: вряд ли проблемы будут существовать только в дошкольном возрасте, скорее всего в школе они также могут дать о себе знать. Итак, давайте обозначим, что необходимо ребенку, чтобы быстро и успешно научиться читать.
1) Сначала следует понять, что чтение чрезвычайно сложный и многообразный процесс, состоящий из многих аспектов.
2) В первую очередь, чтобы научиться читать малыш должен уметь ориентироваться в пространстве, ведь правила чтения (читаем слева направо и сверху вниз) кажутся простыми только взрослым, имеющим большой опыт использования этих правил. Ребенок далеко не всегда может сразу запомнить эти правила, то есть на первоначальных этапах обучения чтению эти правила необходимо проговаривать и помогать ребенку разобраться в них до тех пор, пока тот не перестанет ошибаться.
3) Ориентация в пространстве обеспечивает еще один навык, необходимый при чтении – способность воспринять и различить зрительные образы букв. Вспомните о том, что направление букв разнообразно, вариантов написания различных букв достаточно много и представьте, как сложно ребенку разобраться в этом многообразии даже при достаточном уровне ориентации в понятиях «право-лево», «верх-низ», «впереди-сзади». А если малыш еще недостаточно владеет этими понятиями, то различить сходные по написанию буквы становится непосильной задачей.
4) Здесь же необходимо упомянуть, что недостаточно только одномоментно воспринимать буквы, их еще нужно запомнить, причем раз и навсегда таким образом, чтобы уметь узнавать в любой ситуации и в любом констексте, независимо от окружающих букв, которые. То есть уровень сформированности зрительной образной памяти будет значительно влиять на конечный результат обучения чтению.
5) Итак, малыш усвоил буквы, правильно различает большинство из них, знает, что некоторые буквы могут быть очень непохожи (допустим, печатная и прописная «а»). Переходим к следующему моменту в обучении чтению – умению читать так называемые «слоги-слияния». Этим термином в методике называются слоги, где на первом месте стоит согласный, а на втором – гласный. Навык прочтения слога-слияния является базовым и вместе с тем самым сложным в обучении чтению.
6) В основном умение читать слоги-слияния зависит от сформированности фонематического восприятия, то есть способности различать фонему – единицу звучащей речи. Вспомните, чем отличаются слова, например «лук» и «люк». В написании – это разные буквы «у» и «ю» в середине слова, но в произношении различие в звуках [л] и [ль] в начале, а вот вторые звуки одинаковы. Таким образом, в первую очередь ребенок должен понять разницу в произношении, а затем постепенно усваивать правила, согласно которым эта разница отражается на письме определенным образом
7) Здесь ребенок может очень долго не способным читать слоги, и тут у родителей часто возникает недоумение: «Ведь он знает буквы, а почему не может прочитать простейшие слоги!». Просто если ребенок в своем сознании не разделяет слово на слоги и звуки, если для него слово является цельным комплексом, а не набором звуков (точнее, фонем) в определенном порядке, он ни в каком случае не сможет понять, каким образом соотносится звук и буква, что буквы могут обозначать ни один звук, а значит читать он будет учиться невозможно долго и трудно.
8) Поэтому определите, способен ли Ваш ребенок назвать первый и последний звук в слове, определить наличие заданного звука в любой позиции в слове, способен на слух определить разницу между звуком и слогом. Также малыш должен уметь подбирать и придумывать слова с заданными звуками. Проверьте, может ли ребенок различить гласные - согласные и твердые-мягкие звуки на слух. Если ребенок затрудняется в выполнении таких заданий, следует немедленно начать тренировать эту способность у ребенка.
9) Ну вот ребенок начал читать слоги-слияния. Можно надеятся, что дальнейшее формирование навыка чтения будет проходить достаточно успешно. Но тут отметим необходимость овладеть не только технической стороной процесса чтения. Мало прочитать (то есть назвать слова, самое главное – понять то, что прочитал. Здесь наиболее вероятными сложностями могут быть недостаточно хорошо развитая способность соединять звучание и значение слова – в основе этого навыка лежат интеллектуальные процессы, а значит обратите внимание на развитие мышления ребенка. Скорее всего при подобных затруднениях у ребенка недостаточный уровень развития лексической стороны речи, он знает недостаточное количество слов, затрудняется в определении их сочетаемости друг с другом и т. п. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш понимает значение слов, чаще задавайте вопросы по содержанию прочитанного, а также просите ребенка объяснить значение слов, которые, по Вашему мнению, могут вызвать затруднения при понимании.
10) Важным навыком при чтении также является умение ориентироваться в тексте: ребенок должен понимать визуальную разницу в оформлении слога и слова, видеть и определять границы предложения.
11) В заключении необходимо упомянуть о значении мотивации при формировании навыка чтения. Уделяйте больше внимания тому, чтобы сформировать осознанное отношение и интерес ребенка к чтению. Чтение не должно быть наказанием, ни в коем случае нельзя «покупать» чтение (не увлекайтесь материальными наградами за прочитанное). Ведь для детей большое значение имеет сам процесс узнавания нового, им это интересно. Используйте детское любопытство, проявляйте творчество и фантазию, чтобы воспитать интерес к чтению на всю жизнь. Будьте примером для своего ребенка.
В заключении хочется пожелать Вам и Вашим детям успехов и радости в овладении сложным, но невероятно интересным навыком – чтением!