Ольга Курченко
Годовой план педагога-психолога на 2014–2015 учебный год
▼ Скачать
Годовой план педагога-психолога
Цель: своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия посредством использования перспективных коррекционно – развивающих средств.
Задачи:
1. содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия;
Публикация «Годовой план педагога-психолога на 2014–2015 учебный год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Темочки
2. формировать у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; научить педагогов оказывать помощь детям группы риска; дать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными категориями дошкольников;
3. способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширить психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений;
4. поддерживать оптимальную адаптацию ребёнка к дошкольному учреждению.
Период Работа с детьми Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями
Август 1. Психологическое сопровождение процесса адаптации вновь поступивших детей.
2. Подготовка кабинета к новому учебному году.
3. Наблюдение за детьми младшего дошкольного возраста (изучение психоэмоционального состояния детей).
4. Заполнение адаптационных листов.
5. Заполнение карт наблюдения. 1. Тест для педагогов «Ранний возраст»
2. Оформление во всех возрастных группах уголков психологической консультации.
3. Семинар-практикум для воспитателей 1 мл. групп «Шаги навстречу»
4. Рекомендации для воспитателей при взаимодействии с ребёнком в период адаптации
1. Анкетирование родителей вновь поступивших детей
2. Оформление информационного стенда на тему: «Адаптация в детском саду»
3. Подготовка памяток:
• «Ребёнок идёт в детский сад»
• «Советы маме»
4. Изготовление фотогазеты «Адаптация в ДОУ».
5. Сопровождение семьи при поступлении ребёнка раннего возраста в детский сад»
Сентябрь
1. Оформление рабочей документации.
2. Проведение диагностики успешности адаптации детей к ДОУ.
3. Изучение медицинских карт – сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.
4. Подготовка диагностического инструментария для проведения обследования.
5. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (первичная, прогностическая).
1. Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска. Заполнение социальных паспортов.
2. Разработка плана работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию.
3. Составление плана взаимодействия с социумом.
4. Диагностика уровня профессионального выгорания педагогов
1. Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование и др.
2. Индивидуальное консультирование родителей.
3. Разработка плана работы родительского клуба «В гармонии с ребёнком»
Октябрь
1. Формирование коррекционных групп.
2. Изучение социального статуса и самооценки детей (методики «Социометрия», «Лесенка»)
3. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп.
4. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных к школе групп
1. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций.
2. Выявление детей группы риска: с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).
3. Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
4. Консультация «Как повысить стрессоустойчивость»
1. Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования.
2. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей.
3. Оформление в группах уголков психологической консультации:
• «Каков ваш ребёнок от 2 до 3 лет»;
• «Каков ваш ребёнок от 3 до 4 лет»;
• «Каков ваш ребёнок от 4 до 5 лет»;
• «Каков ваш ребёнок от 5 до 6 лет»;
• «Каков ваш ребёнок от 6 до 7 лет»
4. Консультирование «Поговорим о кризисе ребёнка 3-х лет»
5. Консультация: «Как и чему учить ребёнка до школы»
6. Участие в общем родительском собрании.
7. Заседание родительского клуба «В гармонии с ребёнком»
Ноябрь
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных групп
3. Наблюдение за детьми младшего, среднего дошкольного возраста во время и вне занятий
4. Заполнение карт наблюдения
5. Диагностика наличия детских страхов (автор А. И. Захаров)
1. Консультация «Готовность детей к школе в сфере общения»
2. Выступление на педагогическом совете тема : «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей»
3. Практикум для молодых специалистов «Я – идеальный воспитатель»
4. Тренинг «Эмоционально-экспрессивное поведение педагога ДОУ»
1. Оформление в группах уголков психологической консультации: «Телефон и детская безопасность»
2. Индивидуальное консультирование родителей: сбор дополнительной информации, обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения, разработка плана оказания помощи, выдача рекомендаций.
3. Оформление письменных рекомендаций:
* «Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего возраста»
* «Как противостоять детским манипуляциям»
4. Заседание родительского клуба «В гармонии с ребёнком»
Декабрь
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных групп
3. Диагностическое обследование вновь прибывших детей
4. Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста во время и вне занятий.
5. Заполнение карт наблюдения.
1. Встречи с воспитателями групп, в которых есть дети из проблемных семей, с целью координации совместной деятельности.
2. Консультация «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению»
3. Стендовая информация для воспитателей «Воспитателю полезно знать…»
1. Оформление в группах уголков психологической консультации:
• «С моим ребёнком никто не дружит»
2. Консультация «Детский стресс»
3. Тренинг для родителей и детей «Ахи-страхи»
4. Заседание родительского клуба «В гармонии с ребёнком»
Январь
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных групп
3. Сбор и анализ информации о результатах адаптации выпускников ДОУ к школе
1. Семинар «Взаимодействие ДОУ и семьи»
2. Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов 1. Психологическая помощь родителям в половом воспитании детей»
2. Проведение консультаций для родителей по теме: «Подготовка детей к школе: совместная работа педагогов и родителей»
3. Заседание родительского клуба «В гармонии с ребёнком»
Февраль
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных групп
1. Релаксационные занятия с педагогами для профилактики эмоционального выгорания»
2. Беседа с воспитателями «Мотивационная готовность к школе»
1. Консультация «Тест-тренировка при подготовке ребёнка к школе» (подготовительная группа)
2. Изготовление фотогазеты «Подготовка руки дошкольника к письму» (старшие и подготовительная группы).
3. памятка родителям «Как помочь ребёнку преодолеть страх темноты»
4. Заседание родительского клуба «В гармонии с ребёнком»
Март
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных групп
1. Беседа «Место игры в общении ребёнка дошкольника»
2. Выступление на педагогическом совете тема : «Детство – это игра, игра – это детство»
2. Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и воображения у детей с использованием нестандартного оборудования»
1. Анкетирование родителей будущих первоклассников.
2. Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ) :
• «Игрушка в жизни ребёнка»
• «Решение конфликта. Профилактика лучше, чем лечение»
3. Заседание родительского клуба «В гармонии с ребёнком»
4. Психолого-логопедический практикум для родителей и детей «На пороге школы»
Апрель
1. Диагностическое обследование детей подготовительной группы.
2. Заполнение индивидуальных психологических карт на детей, выпускающихся в школу.
3. Составление прогноза адаптации выпускников ДОУ к школе.
4. Изучение социального статуса и самооценки детей средней № 1 и № 2, старшей № 1 и № 2, подготовительной № 1 и № 2 групп (итоговая). 1. Подборка развивающих игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития; рекомендации.
2. Проведение тренинга с педагогическим коллективом «Повышение стрессоустойчивости педагогов»
1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования их детей.
2. Проведение, конкурса среди родителей «Письмо в Будущее»*
4. Заседание родительского клуба «В гармонии с ребёнком»
5. Акция «Кораблики мечты» (подготовительная к школе группа)
Май
1. Написание аналитических отчё тов:
• о готовности детей подготовительной группы к школе;
• о проделанной работе за учебный год.
2. Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями познавательного развития и недостаточной подготовленностью к школе.
3. Проведение выставки детских рисунков.
Темы: «Здоровье», «Самый добрый человек» (с детскими комментариями).
1. Выступление на педагогическом совете. Тема: «Анализ готовности выпускников ДОУ к школе. Прогноз адаптации».
2. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания
1. Составление домашнего задания на лето для выпускников ДОУ, недостаточно подготовленных к школе.
2. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.
3. Оформление письма будущему первокласснику. *
4. Участие в общем родительском собрании.
5. Консультация «Ребёнок идёт в детский сад. Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОО»
6. Выступления на родительских собраниях (по плану воспитателей).
Дополнительная информация по взаимодействию с родителями.
АПРЕЛЬ
2. Конкурс среди родителей «Письмо в будущее» – родителям предлагается написать письмо своему ребёнку в будущее, т. е. письменно попытаться сформулировать свои ожидания в отношении своих детей. С содержанием нескольких наиболее ярких писем родители ДОУ знакомятся во время проведения итогового родительского собрания. Письма зачитываются без указания авторов. Лучшие работы поощряются. (Благодарности, грамоты».
МАЙ
3. Оформление письма будущему первокласснику – письмо представляет собой красиво оформленный текст обращения к выпускнику ДОУ, позитивно настраивающий ребёнка на предстоящую учебную деятельность.