Кузнецова Татьяна
Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования показывают, что " гиперактивность" отмечается примерно у 20 процентов детей
школьного возраста, причем у мальчиков - в четыре раза чаще, чем у девочек.
Признаки гиперактивности :
-ребенок постоянно двигается : бегает, прыгает, что-то хватает, кидает, мнет, вертит пуговицы когда
наконец-то устает, то не перестает двигаться, а начинает плакать;
Темочки:
-его невозможно уложить спать, потому что процессы возбуждения в мозгу преобладает над
процессами торможения;
-не может сосредоточиться на чем-то одном. Например, вы решили с ним почитать, поиграть мозаикой,
собрать пазлы, его интерес пропадает через несколько минут и он берется за другое дело, которое тоже
оказывается незаконченным;
-он неуправляем, иногда, кажется, что для него не существует запретов, правил поведения и общения;
-у ребенка частая смена настроения; он не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь и споря;
-он везде ведет себя одинаково и дома, и в детском саду, и в школе и на улице. Такой ребенок активен
везде.
-зачастую он агрессивен, не терпелив, всегда хочет быть первым, не может договариваться с другими
детьми, очень тяжело переживает проигрыш в игре, обидчив, расстраивается по пустякам.
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
– чрезмерная двигательная активность;
– импульсивность;
– отвлекаемость-невнимательность.
Вместе с тем, гиперактивные дети, это творческие дети и нужно помочь ребенку развить эти
способности, будь то рисованием, лепкой и др. Их интеллектуальные способности бывают выше, чем у
других детей, но их «плохое» поведение препятствует тому, чтобы взрослые – родители, воспитатели,
учителя, не увидели в нем его талантов.
По поводу будущего гиперактивного ребенка, его взрослой жизни, прогнозы не однозначны. С
одной стороны, из гиперактивных не редко вырастают лидеры и предприниматели. Но есть данные и о
том, что примерно четверть таких детей испытывает затруднения в течение всей жизни. Не исключено,
что в подростковом возрасте описанные симптомы могут привести к возникновению асоциального
поведения, различных зависимостей.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом
случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что
гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Постарайтесь
придерживаться такого правила: один раз поругали, семь раз похвалите.
2. Найдите те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут
"полигоном" для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят
своим хобби.
3. Старайтесь не прибегать к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны
основываться на доверии, а не на страхе. Он должен всегда чувствовать вашу помощь и поддержку.
Совместно решайте возникшие трудности.
4. Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя» («Так говорят только невоспитанные» – вместо «Не
говори так»). Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.
5. Не используйте прямые запреты. Говорите то, что хотите получить в результате. Здесь имеет сила
внимания: то на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере. Например, вы можете
сказать: опять комнате жуткий беспорядок. А следует сказать: сегодня твоя очередь прибираться в
комнате. Таким образом, родителям необходимо научиться сосредоточивать внимание на том, что
хотят они получить от ребенка и ребенок должен это знать. Как можно меньше в речи используйте
частицу «не». Если ребенок дерется, вы сосредотачиваетесь на том, чего вы ожидаете от него.
Например, вы хотите, чтобы он играл с другими детьми или чтобы он играл с младшим братом.
Будьте конкретны и говорите это ребенку.
6. Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.
Например, ребенок начинает рвать обои (довольно распространенное проявление). Безусловно,
следует остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: "Попробуй порвать
вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакетик. ". Или начинает бросаться игрушками, а
воспитательница в ответ: "У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-
то, я дам тебе поролоновый мячик".
7. Если ребенок вас не слышит, повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много ра