Людмила Рыбакова
Фотоочерк «Венеция. Штрихи к портрету»
▼ Скачать + Заказать документы
Л. Рыбакова Фотоочерк «Венеция. Штрихи к портрету»
Фото из семейного альбома путешествий
Весть о том, что в Ухане пандемия, нас застала по дороге в Венецию, на заключительный день Венецианского карнавала. Поскольку, всё случилось «вдруг», и мир не знал еще, как вести себя в этой ситуации, Венеция отменяет финал карнавала, но не закрывается для посещения туристов. Повезло. Ощущение того, что нас могло там не быть, но мы всё-таки здесь в Венеции, ни это ли- счастье! Это потом, вернувшись на следующий день домой, мы осознали, как нам Повезло остаться здоровыми, не тронутыми вирусом.
Публикация «Фотоочерк „Венеция, Штрихи к портрету“» размещена в разделах
На портале МААМ есть много интересного материала, посвященного Венеции: ее истории, традициям, необыкновенной красоте. Среди авторов: Татьяна Титова, Млада Сидорова, Наталья Попова, Ирина Бабич, Елена Стрижакова…
Я просто пройду по городу, восторгаясь и любуясь, добавляя отдельные «штрихи»
Горожане утверждают, что Венеция не меняется столетиями, и, если вы что-то не досмотрели сегодня, обязательно увидите это же, приехав лет через 10-20.
Кафе Florian на площади Сан-Марко (на снимке слева за аркадами), одно из самых старых кафе в Европе. Открыто в 1720 году (в этом году исполняется 300 лет!) и названо по имени владельца Флориано Франческони.
Заблудиться в Венеции – все равно, что в лабиринте Минотавра. Все дома кажутся абсолютно одинаковыми, а повороты бесконечными, то по мостику между рекой и домами, то по узким улочкам, шириной в пол метра, а прийти можно либо в тупик, либо в небольшой дворик. Город – тайна, где на домах нет номеров, а адрес дома состоит из названия района и четырехзначной цифры. Выручают стрелки, указывающие на площадь Сан-Марко, но и они вдруг теряются из виду… Прекрасный город ветшает, оседает, частые наводнения делают свое разрушительное дело… Венецианцы уезжают, не видя иного выхода, предлагая оставить город таким как есть, придать ему статус «Города-музея», всех прошедших в нем столетий, отданного на алтарь туризма.
Во дворе есть колодец — у горожан, окруженных морской водой, веками не было доступа к источникам воды, пригодной для питья. Колодцы, которых в городе около 300, служили для сбора дождевой воды, которую венецианцы и пили. На всю Венецию имеется лишь три пожарных катетера, при этом пользоваться морской водой из лагуны разрешается только в самых крайних случаях, потому что соль разрушает стены и мебель.
Рядом у большинства церквей в Венеции имеется колокольня. Очень часто в дверях этих колоколен помещали маску гротескного существа, для того, чтобы в церковь не проник дьявол. Самая известная такая маска находится в церкви Санта-Марии Формоза Кастелло. Придумал её священник Федерико Цуккони. Говорят, что она ночью воет, если к церкви подбирается дьявол. Другие же считают, что сама маска является окаменевшим демоном.
На многих старинных зданиях есть каменные фигуры львов, держащих книгу. Необычность скульптур заключается в том, что если книга льва открыта, значит, во время постройки здания, в Венеции было мирное время, а если же закрыта, то город находился в состоянии войны.
В18 веке Венецианская республика считалась европейской «столицей наслаждений», и обязательным местом посещения молодыми аристократами Европы. Карнавал с глубокой древности (1296г) и по сей день является самым грандиозным событием в Венеции. Карнавал уравнивал всех, а, чтобы социальное положение никого не смущало, все надевали маски, полностью скрывающие лица. Таким образом, никто не знал – раб перед ним или знатный господин. Можно было творить, что угодно, невзирая на чины и положение в обществе. Люди в красивых костюмах и масках гуляют по всей Венеции. Они с удовольствием позируют и рады сфотографироваться с вами.
Маска «Баутта» - символ Венеции, самая популярная. Зловещий образ смерти, «Призрак. Пришелец с того света», сошедший со средневековых миниатюр. Еще чёрная мантия и треугольная шляпа. Маска имеет специально оттопыренную верхнюю "губу", которая приглушает и изменяет до неузнаваемости голос, подбородок остаётся открытым, что позволяет человеку есть и пить, не обнажая лица. Любимая маска Казановы. Ни в таком ли обличии приходил «незнакомец», заказывая Моцарту «Реквием»…
«Моретта» – «смуглянка», «немая служанка» или «отрада мужей», «маска молчания», так как на месте рта у маски внутри был небольшой шип, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, - по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное. молчаливыми. Это был овал чёрного бархата, подчёркивающий благородную бледность лица. Недаром эту маску так любили дамы высшего сословия.
В наши дни маску моретты делают только на заказ.
«Дама Венеции» - Элегантная и изысканная маска, олицетворяющая венецианскую красавицу из высшего сословия эпохи Тициана. С замысловато уложенными огненно-рыжими волосами, либо яркими перьями, богато украшенная, она до сих пор самый излюбленный образ леди и юных красавиц.
Именно эпидемия чумы и стала причиной появления, а потом и широкого распространения масок. Доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же, образ дополнял длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Выглядели такие доктора крайне пугающе.
Сейчас маска «Доктор-чума» стала одной из самых потешных карнавальных масок. Он ставит всем диагнозы и прописывает лекарства, говорит медицинскими терминами. Также «Доктор-чума» является судьёй
карнавала.
«Кот» - маска почитаемого в Венеции животного. Согласно легенде, она появилась в честь кота, привезенного из Китая торговцем. До того дня в Венеции с котами было туго. Кот сумел изловить всех грызунов во дворце дожа, и был выкуплен у китайца. Когда-то, а, может и сейчас, под маской скрывались лица «нетрадиционной ориентации», в поисках соответствующей компании.
«Шут» — женская и мужская вариации костюма и шутовской маски. Внешне они напоминают о средневековье, в смешных колпаках и бубенчиках, её носили приближенные к королю.
«Вольта» или «Гражданин» Бесполая маска. Носили её преимущественно простые рядовые граждане, которым средства не позволяли покупать дорогие изысканные маски. "Вольта" копировала форму человеческого лица. Изредка была украшена росписью. Крепилась к голове лентами.
Карнавал в Венеции-это история культуры города, который из года в год приглашает гостей со всего света, с большой программой каждого дня под общей темой-девизом. Девиз 2020 года - «Игра, Любовь и Безумие», ставший пророческим: в Игру и Любовь вошло Безумие в лице «Ковид-19»…
В Традиции Карнавала: Шествие 12 девушек: по легенде 12 средневековых дев были спасены от пиратов. И каждый год шествуют по Сан-Марко «12 Марий» - из которых будет выбрана самая красивая, её награждают «приданным» и дают право осуществить «Полет ангела» со 100 метровой Колокольни собора Святого Марка, но уже на будущем карнавале.
Через несколько дней - Второй полет - «Полет орла»: обычно этой чести удостаиваются спортсмены, меценаты, известные личности.
В конце карнавала символический третий полет – «Полет льва». Чтобы почтить льва, символа Венеции, большое полотно с нарисованным на нём львом взлетит к колокольне над зрителями и 12 Марий будут приветствовать этот полет. Музыка, шествие оркестров, бои рыцарей, выбор самого оригинального костюма, карнавальное шествие детей…
Катание на одной из 425 гондол по нескольким из 150 каналов.
Сан-Джованни ин Брагора – одна из старейших церквей Венеции (VIII в, здесь крестили Антонио Вивальди.
Венеция подарила миру композиторов, художников, драматургов…
Т. Альбиони – автор инструментальной музыки и 50 опер. Его наследие хранилось в Дрезденской библиотеке, но в годы войны взрывом было полностью уничтожено, каким-то образом сохранив «Адажио», часто звучащее сейчас в минуты скорби и печали.
Марко Поло – купец-путешественник.
К. Гольдони и К. Гоцци – драматурги, преобразователи театра комедии, масок и импровизации.
Д. Казанова – авантюрист, путешественник, писатель, благодаря пытливому уму, был образован «в разных областях науки и искусства». Его мать - красавица Дзанетта Фарусси - актриса, певица, танцовщица- её игрой восхищался Гольдони, два года работала в театре Санкт Петербурга.
Ф. Альгаротти – в 1739г побывав в России, пишет книгу «Русские путешествия. Письма о России» Где сравнивает Санкт Петербург с «окном, через которое Россия смотрит на Европу», смысл этой цитаты мы помним в «Медном всаднике» А. Пушкина.
К. Кавос - композитор, дирижер. В 22 года (1797г) был приглашен в Россию, становится руководителем оперной части труппы Петербургского театра. Среди его немалого наследия - опера «Иван Сусанин» (1815г). На этот же сюжет, но на либретто другого автора, пишет свою оперу М. Глинка (1836г). «Два Ивана Сусанина» идут в 1836 году на одной сцене, не мешая друг другу, в полном уважении двух композиторов друг к другу. «Влияние Катерино Кавоса на развитие музыкальной культуры России переоценить невозможно».
«Венецианская школа эпохи Возрождения» во главе с Тицианом…
В Венеции обрели покой наши соотечественники: И. Стравинский, С. Дегилев, И. Бродский.
А это юные китаянки, наверное, еще не знают про трагедию в Ухане.
Да не знать бы нам никому подобного, да и любого другого горя!