Людмила Рыбакова
Фотоочерк «Цветов и птиц прекрасный хоровод» ко Дню Жостовской росписи на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
(Фото из личного архива, выполнены мною в Музее Подносов в Жостове).
Немного истории. XVIII век. Тульский оружейник Никита Демидов по велению Петра I и при его поддержке не только организовал оружейное дело в Туле, но и наладил первое в России промышленное производство чугуна и железа на Урале. Тагильский металл стал известен в Европе своим высоким качеством. А династия Демидовых не одно поколение верой и правдой служила Отечеству. В любом деле, даже в самом серьезном, всегда есть место творчеству. Чтобы продемонстрировать, насколько пластичен производимый ими металл, уральские мастера на демидовских заводах изготавливали шкатулки, столики, сундуки, подносы, расписывали их и покрывали лаком. Именно здесь на Урале, задолго до Жостово, появился в 1746 году первый расписной железный поднос. Умение составлять рецепт лака и покрывать им предметы пришло в Европу, из Китая, а в 1713 году в Россию.
Публикация «Фотоочерк „Цветов и птиц прекрасный хоровод“ ко Дню Жостовской росписи на МAAM» размещена в разделах
Вывеска на лакирной лавке Вишняковых.
1795 год – зародился лаковый народный промысел Федоскино,
с предметами из папье-маше, где среди всего многообразия также были и подносы.
Старинный поднос из папье - маше
Филипп Вишняков вместе с братьями, открыл сначала лакирную лавку в Москве, предлагая «всё из папье-маше», как вдруг на ярмарке увидел привезенные железные расписные тагильские подносы. 1825 год – Филипп Вишняков стоит у истоков рождения Жостово, этого замечательного «искусства живописи на подносе».
Старинное рабочее Место мастера в мастерской Жостово.
Закупали железо, резали его, ковали, предавая самую разную форму подноса по шаблону; уравнивали «борт и валики», грунтовали, зачищали, готовили краску, масло, кисти, расписывали.
Старинный поднос с перламутровыми цветами.
В грунтовку иногда вставляли перламутр, нарезая его из морских раковин, потом зачищали, полировали, да умело в рисунке соединяли.
«Зима. Лунный свет» - современный поднос
Первые подносы расписывали художники иконописцы, владеющие кистью, маслом, краской, имеющие свой секрет покрытия лаком, используя в декоре серебро и золото. Десятилетиями расписывать подносы учили только мальчиков. Но в трудные годы для страны, место мужчин было отдано женщинам. Тематика первых подносов: праздничные и бытовые сценки, копии картин.
Но главным рисунком на подносе становятся цветы: в букете или вроссыпь, расположенные симметрично, группками или в хороводе. Садовые и луговые уживаются с птичками, с ягодками, фруктами.
Поднос с «выемкой», для удобства нести его, «подбоченясь». Поднос, как предмет бытовой утвари, становится очень востребованным. Постоялые дворы, почтовые станции, гостиницы, трактиры, кабаки…
«Скатерные подносы»
С XVIII века приходит на наш стол чай, а с ним и самовар. Складывается чайная традиция, при этом и от чая, и от сервировки хотелось получить красоту и удовольствие. Придумывают жостовцы "скатерные подносы» - большие во весь стол, да средние под самовар, да малые под чайник. «Скатерный поднос» потом и на стенку повесить можно,- красота, пусть глаз радует.
Художник на росписи подноса.
Художник, владея приемами росписи, от места главного цветка -«замалёвка» начнет строить композицию, создавать то, что только он задумал и знает. Его кисть послушно положит тень-полутень – «тенежку». Затем сделает «прокладку цветом». «Бликовка» покажет объем и свет. А самая тоненькая кисточка прорисует прожилки, кружевные края листочков, тычинки, стебельки, травинки, усики. И край подноса эта же малышка-кисть украсит, орнаментом, как ажурной рамкой.
Прием: Имитация «панциря черепахи» - когда краска на подносе, осторожно расплавляется пламенем свечи, расположенной под подносом.
Прием: Поталь – тонкая металлическая фольга, имитирующая сусальное золото, серебро и медь, также «вписывается» в живопись рисунка, и от падающих лучей освещения, получается «эффект свечения».
Гризайль – прием, когда одной краской наносится рисунок.
Красивые павлины с золотыми перышками.
И по сию пору тагильские и жостовские подносы не только знатный сувенир из России, не только бытовой предмет по прямому своему назначению, а также декор – панно – картина в украшении интерьера дома, офиса, кафе, фольклорного уголка в школе и детском саду.
2022 год – год народного искусства России, её культурного наследия!