Ирина Бочкарева
Формы работы ДОУ с родителями.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного типа № 554
г. Екатеринбурга
Методическая разработка семинара на тему :
«Формы работы ДОУ с родителями.
Родительские собрания в детском саду»
Воспитатель МБДОУ № 554 Бочкарева И. Л.
1. Формы работы ДОУ с родителями.
Цель взаимодействия ДОУ и родителей :
Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Публикация «Формы работы ДОУ с родителями,» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Психолого - педагогическое просвещение родителей.
Основные блоки по работе с родителями
Психолого – педагогическое просвещение
Задача:
Повышение педагогической грамотности родителей.
Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ
Задача:
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ
Традиционные формы
Родительское собрание - форма работы группы людей объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.
Лекция – форма взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации, эффективная в начале встречи и в большой аудитории.
Педагогическая беседа – обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Тематическая консультация – (индивидуальная или групповая) – обсуждение различных аспектов воспитания и обучения детей, получение от родителей необходимой информации о ребенке.
Информационный стенд – сведения об администрации, направлениях деятельности ДОУ, достижения коллектива, мероприятия на месяц, режим дня, расписание занятий.
Тематические выставки – отражают направления работы ДОУ
Тематические папки – рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей.
Открытые занятия и дни открытых дверей – ознакомление родителей с жизнью детей в ДОУ.
Субботники – объединение усилий ДОУ и родителей для создания пространственной среды, способствующей развитию детей, охране их жизни и здоровья.
Праздники и развлечения – привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе.
Анкетирование родителей – выяснение знаний о методах воспитания детей, об удовлетворенности деятельностью ДОУ, об индивидуальных особенностях детей и т. п.
Фотовыставки – знакомство родителей с мероприятиями проводимыми в ДОУ.
Нетрадиционные формы
Проекты – привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе.
Конференции – обобщение, систематизация и пропаганда психолого – педагогических знаний.
Дневник – обеспечение постоянного общения между педагогом и родителями.
Информационный листок – содержит полезную информацию на каждый день.
Газета – рассматривает широкий круг проблем воспитания, знакомит родителей с темами деятельности ДОУ, содержит статьи по организации детского досуга и т. п.
Экскурсии и туристические походы – способствуют объединению усилий ДОУ и родителей в воспитании детей, формировании у них духовно – нравственных начал, ценностных ориентиров, экологическому воспитанию, привитию любви к Родине.
2. Родительские собрания
Главными воспитателями детей являются их родители, но, к сожалению, многие из них не владеют знаниями по педагогике и психологии. В связи с этим у многих родителей возникают проблемы в воспитании ребенка, которые не способствуют развитию малыша. Наша задача помочь родителям обрести необходимые для воспитания детей знания. Каким образом мы это можем сделать! Существует достаточное количество форм работы с родителями. Сегодня мы поговорим о родительских собраниях.
Родительское собрание – форма работы группы людей (родителей, объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.
Родительское собрание – это наиболее распространенная форма работы с родителями по педагогическому просвещению семьи. Но как сделать, чтобы родители не искали причин не явиться на собрание, а наоборот ждали их с нетерпением и приходили задолго до их начала?
Прежде всего комфортная, непринужденная обстановку, уютная атмосфера, улыбка педагога, творческий подход к выбору темы и формы проведения собрания.
Родительское собрание начинается с подготовки. И дети являются главными в этом звене. Можно предложить ребятам приготовить пригласительные для родителей в виде открыток, конструкций, поделок, аппликаций и т. п.
Подготовка грамот, награждений, маленьких призов самым активным родителям – с помощью детей, благодарственные письма от администрации ДОУ.
Подготовка выставок детских работ, проведение заседания родительского комитета – все это предшествует собранию.
В силу ряда причин не все родители посещают собрания, поэтому важно создать условия, чтобы привлечь родителей, т. е. провести процесс подготовки к собранию таким образом, чтобы родителям захотелось быть на собрании.
Родители должны принимать активное участие в разработке и отборе тематики собраний. При этом соблюдаются такие принципы как значимость (выбраны актуальные темы, оптимальность (темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений, активность (следование желаниям родителей).
Необходимо заранее оповестить родителей о времени и повестке собрания: вывесить объявление, выдать на руки письменное приглашение, позвонить по телефону.
Заранее продумывается наглядный материал, который будет сопровождать выступление. Непосредственно перед собранием необходимо подготовить мебель, ручки, листы, продумать, как и кто обеспечит присмотр за детьми, обязательно проветрить помещение.
При необходимости можно провести анкетирование родителей, узнать какие темы волнуют, о чем бы они хотели узнать на собрании.
Пригласить на собрание администрацию ДОУ, обсудить проблемы группы и ДОУ.
В процессе родительского собрания реализуется несколько возможностей: организация родительского коллектива, управление воспитательно – образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.
Возможные темы обсуждения на собрании:
1. Итоги воспитания, обучения и развития детей за определенный период.
2. Дальнейшие планы и стратегии работы.
3. Планирование совместных действий.
Как правило, собрание состоит из 3 частей? Вводной, основной и разное.
Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем небольших игр и заданий, анкет, необычной формы собрания.
Основная часть может быть разделена на 2 – 3 этапа. Как правило, это выступление воспитателя группы, специалистов ДОУ, которые освещают теоретические аспекты рассматриваемого вопроса. Для иллюстрации своих слов можно использовать видео, аудио записи, компьютерные презентации, фотоальбомы, графи и схемы. Все это будет способствовать лучшему восприятию информации.
В процессе ведения собрания важно не затягивать выступления по темам, они должны быть эмоциональными, с интересными примерами из жизни ребят группы. Выносить на собрание не больше 2-3 тем, можно провести фрагмент занятия, или целое занятие. Интересным моментом может прозвучать магнитофонная запись с занятия или из беседы с детьми.
Если выносятся какие – либо негативные показатели, то это необходимо делать после положительного и не называя имен и фамилий детей.
В ходе собрания необходимо избегать предъявление претензий к родителям и детям, обсуждение личности конкретного ребенка, не следует констатировать неудачи детей. Главное – выработать пути решения обсуждаемых проблем.
В третей части обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведение праздников, экскурсий, организация совместных мероприятий ДОУ и семьи. Необходимо заранее продумать несколько вариантов, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми, кто может помочь. Часть вопросов решается заранее с родительским комитетом.
Если во время собрания кто-либо из родителей поднимает вопрос, выходящий за рамки компетенции педагога, ему следует отложить обсуждение и пригласить на следующую встречу того сотрудника ДОУ, в чьей компетенции находится этот вопрос.
Для обратной связи можно использовать «блицтурнир» по вопросам темы или неоконченную фразу «На этом собрании я….»
В конце собрания родители должны принять решение и записать его в протокол. По окончании собрания нужно подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Для привлечения родителей так же можно использовать нетрадиционную форму проведения собрания. Это может быть собрание – досуг. Например по темам профилактики различных заболеваний, одежды детей в различные периоды, о капризах и т. п. К проведению таких собраний привлекаются специалисты ДОУ – медик, психолог. Родителям даются задания, схожие с заданиями для ребят, участвует сказочный герой, разыгрываются сценки из детской жизни (с помощью родителей). Такие мероприятия привлекут родителей к активному участию, поднимут престиж педагога, будут способствовать усвоению родителями педагогических знаний.
Чаще используйте на родительских собраниях выступления самих родителей, они поделятся своим опытом, расскажут о проблемах. Такие выступления способствуют формированию у родителей правильного подхода к детям, сплачивают родительский коллектив, формируют устойчивый интерес к участию в воспитательно – образовательном процессе.
Примерные темы родительских собраний.
• «Движение и речь»
• Общение с детьми в семье»
• «Программа воспитания и обучения на данную группу»
• «Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук»
• «Творческие игры»
• «Отец и ребенок»
• «Интересы, возрастные возможности и способности детей»
• «О детской самостоятельности»
• Упрямство и капризы детей»
• «О трудностях в обучении, коррекции поведения, усвоении знаний»
• «Физическое развитие»
• «О развитии речи детей»
• «Детский коллектив – конфликты, контакты»
• «Культура поведения за столом, в обществе»
• «Игра – ведущая деятельность дошкольного периода детства»
• «Проблемы воспитания детей в семье»
• «Готовность ребенка к школьному обучению»
• «Стоит ли наказывать детей?»
• «Концентрация внимания на занятиях»
• «Воспитание дисциплины»
• «Поэзия в жизни ребенка»