Наталья Аргаева
Формы и методы организации образовательной деятельности младших дошкольников с использованием сказки
▼ Скачать + Заказать документы
колько открытий готовит каждый миг, каждый день детства. А в условиях нового времени, решая задачи ФГОС очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным, заставляет пересмотреть устоявшиеся формы и методы организации образовательного процесса. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался, она даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, расширяет жизненный опыт ребенка. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем». Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.
Публикация «Формы и методы организации образовательной деятельности младших дошкольников с использованием сказки» размещена в разделах
Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие; «Художественно-эстетическое развитие; «Физическое развитие».
Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса. А лето - благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками по реализации ФГОС : прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В нашей группе создана разнообразная предметно-игровая, развивающая среда, в которой дети приобщаются к сказке, проявляют самостоятельность и творчество:
— это уголок книги (подбор литературных произведений, сказок, картин и иллюстраций, содержащих сюжеты положительного или отрицательного поведения героев и пр. Это народные и авторские сказки, произведения А. Пушкина, К. Чуковского, Г. Андерсена, С. Маршака и др.
—имеется разнообразный иллюстративный материал, альбомы, настольно-печатные и развивающие игры по мотивам сказок, пособия для фланелеграфа, связанных по содержанию с тематикой сказок, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Из какой сказки?», «Подбери картинки», «Сказки на новый лад» и др. ; рисунки и поделки из природного материала по мотивам сказок, шапочки для драматизации сказок и пр.
— «мини-музей Театра», где собраны различные виды настольного, пальчикового и кукольного театра; «волшебные предметы»;
—уголок ряженья;
— центры воды и песка, песочницы на участке для организации песочной сказки-терапии;
— элементы и герои сказок в оформлении участков на территории ДОУ и др.
С детьми младшего дошкольного возраста работу начинали с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям. А затем предлагали и более сложные сказки «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и др.
В своей работе я использовала следующие методы и приёмы в процессе реализации образовательных задач :
• мы читаем, рассказываем сказки. Выступаю сама в роли рассказчицы, бабушки-загадушки, тетушки Арины и т. п. Большие сказки читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, о средствах языковой выразительности и др., сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками. Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки использую : настольный и кукольный театр, фланелеграф, грамзапись.
• вовлекаем детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок. Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. В роли сказочного персонажа выступаю я или старший ребенок. Малыши с большим интересом и удовольствием общаются с персонажем, у них появляется желание самим быть в роли сказочных героев.
• используем и такой прием, как «рассказывают предметы». У нас есть в группе Волшебный сундучок, со сказочными предметами, дети отгадывают что это за предмет, из какой сказки.
• используем дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой герой?». Работу такого рода часто сопровождаем показом слайдов. Очень полюбили играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой», «Откуда я?» в мультимедийном оформлении. Затем используем дидактические игры, где дети изменяют сказку, сочиняют новые ситуации со знакомыми героями: «Друзья Колобка», «Поиграем в репку», «Сундучок со сказкой» и др.
• В центрах воды и песка, в песочницах на прогулке дети не только проводят опыты и эксперименты с природными материалами, но тоже при помощи мелких игрушек сочиняют и обыгрывают новые сказки «Смешарики в пустыне», «Лунтик в подводном царстве» и т. д.
• играя в сказку, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. С детьми старших групп подготовили и показывали детям спектакли «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», дети смотрели с большим интересом и удовольствием.
• Привлекаем детей к участию в драматизации. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа, дети вживаются в образы, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры голоса, мимику, манеру разговора. Проводим коллективные инсценировки знакомых сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка-ряба», что дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов.
• Организуем игры в сказку на прогулке в ходе совместной и самостоятельной деятельности детей. Одно это уже расширяет границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В сюжетно-ролевых играх на сюжеты русских сказок дети творчески изменяют различные моменты сюжетной линии, события, стараются играть дружно, находить варианты в затруднительных ситуациях.
• Вместе с детьми мы рисовали сказку, используя различные техники, лепили из пластилина, солёного теста, делали аппликации из бумаги, ткани. Использовался приём раскрашивания эпизодов сказки.
Образовательный и воспитательный процесс выстраиваем, используя принцип интеграции образовательных областей. И снова сказка - «умница и прелесть», приходит на помощь.
Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры, в решении задач «Речевого развития». При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляем развитие монологической речи. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи, позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение нами сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
Сказка – это школа развития чувств детей. Выразительные высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Мы пришли к выводу, что работа будет эффективной лишь при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Провели родительское собрание «Сказка ложь – да в ней намек…» (познакомили с предметно-развивающей средой группы, составили план развлечений, сообщили о конкурсе «Книжки - самоделки»).
Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 3-го года жизни, информацию представляли в уголке для родителей. Помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.
Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Воспитание и книги».
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Осуществили проект «Книжка своими руками», где родители совместно с детьми изготавливали «книжки- малышки».
Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».
Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «В стране добра и зла».
Итогом большой работы стало развлечение «Путешествие по сказкам». Дети на воздушном шаре отправились за сокровищами, которые спрятал Кащей Бессмертный. Преодолевая препятствия на своем пути (пройти через мостик, пролезть сквозь чащу леса, перепрыгнуть через ручеек и др.) дети добираются до сказочной избушки, где ждет их встреча с Бабой-Ягой. Дети успешно справляются с трудными заданиями бабушки, угадывая сказочных персонажей и сказки, в которых они живут. Под говорящем деревом находят лукошко со сказочными предметами. И снова дети с интересом, оживленно справляются с заданием. А затем и сами выступают в роли артистов, показывая отрывок сказки «Курочка-ряба».
И в итоге находим настоящее сокровище- «Волшебную книгу сказок», и я нацеливаю детей, что на этом мы не заканчиваем свое путешествие по сказкам, оно только начинается.
Таким образом, вся работа по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу в тесном взаимодействии с родителями.
Таким образом,c помощью сказок легко и непринужденно закладываются основы формирования у детей основных ключевых компетентностей, необходимых им для дальнейшего обучения в школе и «вхождения» в мир взрослых. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.