Светлана Ахмадиярова
Формирование финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей. Отсюда вопрос, Казалось бы, зачем пятилетнему ребенку финансовая грамотность? ". И насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте? И кто должен и может учить этому направлению детей? Но, как показывают опросы, почти 70 % родителей считают, что 5-7 лет - это самый подходящий возраст для "обучения детей базовым знаниям экономики.
Публикация «Формирование финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах
Не просто так, тема эта противоречивая. Объясню почему. С одной стороны, в век непрерывного движения и информации данное направление грамотности необходимо. С другой же, путем обучения этих всех хитростей, мы забираем у детей их счастливое и беззаботное детство. И если уже и формировать культуру финансовой грамотности у детей, то тогда необходимо это делать грамотно и постепенно.
Просто и получается так, что финансовую грамотность формируем, а связная речь не развита, все познавательные процессы не соответствуют возрастному развитию ребенка. В нашей стране так, все новое и модное – это хорошо, а то, что действительно важно это «потом». И ведь действительно, если открыть интернет, все статьи говорят о том, что финансовая грамотность важнее, ведь главное это деньги уметь посчитать, что ребенок должен знать стоимость своей мечты. Посмотрите, даже книгу банк Хоум Кредит выпустил «Дети и деньги», видеоролики «Про богатых детей» в 10 лет. Я не согласна! Это важно, но не в столь большой степени. Многие родители не догадываются, что знать ребенку, слово «депозит» может ему же выйти боком. Все должно быть в меру.
На примере ДОУ, на мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить в доступной и комфортной для детей форме- это театральные постановки, сюжетно-ролевые игры, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет» и т. д. В детском саду можно создать проект, который будет называться «Деньги в жизни человека», здесь можно рассказать о видах денег, показать их фото, продемонстрировать купюры разных времен, обогатить их активный словарь простыми словами. Одним из вариантов, может быть создание музея «Монеты», в котором будут собраны экземпляры всех времен. В занятия с детьми можно включать презентации и многое другое. Беседы – это еще одна из форм работы с детьми, которая поможет детям закрепить знания. ОД в ДОУ, а именно ФЭМП помогут ребенку в изучении количественного счета. И еще много, много разных видов игр и упражнений для того, чтобы дети в общих чертах знали о понятии «финансовая грамотность».
Что касается семьи, то в этом направлении родители индивидуально занимаются с детьми, так как семейная культура денег может быть различной. С детства родители самостоятельно вводят деньги в жизнь детей, оправляют их в магазин и говорят, что купить. Здесь очень важно объяснить значимость денег и может это происходить в форме элементарных бесед, чтения сказок, стихотворений. В некоторых сказках действительно есть намек на деньги и их траты, например «Буратино», «Сказка о жадном султане» и т. д. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике.
Я хочу сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний, на мой взгляд, будет достаточно. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка. Основная задача родителей после выпуска детей из детского сада в школу– учить ребенка пользоваться «карманными деньгами», объяснять важность денег в семье и лично для человека, на что можно тратить деньги и многое другое. Но самое главное – это воспитывать ребенка на своем собственном примере! Но пока самое главное не забывать о ценности дошкольного возраста.