Ольга Юркевич
Формирование экологических представлений дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Формы и методы моей работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в центре природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, игры (дидактические, настольно-печатные, инсценировки, сюжетно-ролевые, подвижные, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей, труд, художественное творчество.
Публикация «Формирование экологических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры. Игра-основной вид детской деятельности, поэтому планируя какой-либо проект, подбираю игры экологического содержания, продумываю цель и за-дачи, определяю место и роль игры, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
В первую очередь использую игры, с помощью которых формируются умения выделять существенные признаки предметов : «Отгадай-ка», «Что предмет расскажет о себе?». Применяю игры для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильное умозаключение; «Похож - не похож», «Что лишнее?», «Что изменилось?». Включаю игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?». «Назови одним словом», и др. Применяю игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Летает - не летает», «Несуществующее животное (растение)» и др.
Для того чтобы научить детей изменять и творчески преобразовывать предметы, использую серию игр-преобразований, к которой относятся и «Назови по-другому», «Сделай по-другому», «Можно - нельзя».
Игры постепенно усложняются от группы к группе.
Активно использую в своей работе игровые обучающие ситуаций.
В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия. В игровых обучающих ситуациях с детьми младшего и среднего возраста использую кукольные персонажи: Дюймовочку, Буратино, Айболита, Лесовичка. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить оптимальный вариант. Все это активизирует умственную деятельность детей.
Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство»- чувство сопричастности ко всему живому, привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное - использую экотренинги. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого детям предлагаю игры-имитации.
Придаю большое значение общению с детьми в повседневной жизни. В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждаю отдельные явления действительности, акцентирую внимание на взаимосвязь всего живого, на рациональное использование при-родных богатств, гуманное отношение к природе. Продуманная организация тематических бесед развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под наблюдением воспитателя, дошкольник обогащает свои знания. Чувства, у него формируется правильное отношение к живому.
Понимание многообразия живой природы, удовлетворение детской любознательности, вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира позволяет метод составления коллекции. Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, собранные и оформленные детьми и взрослыми в совместной проектной деятельности: коллекция «Минералы иркутской области», коллекция «Запахи», коллекция «Растения наше-го города», коллекция «Насекомые» и др.
Для того чтобы организовать поисковую исследовательскую деятельность дошкольников в природе (проекты «Волшебница вода», «История одной снежинки», «Воздух» и др., я использую мини- лабораторию, т. е. место, где сосредоточен материал для постоянного наблюдения за опытами и взаимосвязями живой и неживой природы. Этот метод помогает активизировать познавательный интерес, развивает умение наблюдать, отмечать изменения, устанавливать причинно-следственные связи в природе; помогает использовать в работе самые разнообразные методы: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомление с экосистемами, включение в игровые обучающие ситуаций, в непосредственно образовательную деятельность, свободную деятельность, экскурсии, работу с календарями.
Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда. На территории детского сада провожу с детьми наблюдения за объектами живой и неживой природы, свои впечатления дети заносят в: дневники наблюдения (младшие и старшие дошкольники, блокноты (старшие дошкольники); отмечают изменения в календаре «Природы». В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за деревьями, дети могут связать распускание листьев с приходом весны. На участке дети знакомятся с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев, приобщаются к труду на земле, применяют свои знания на практике. На участках ДОУ высажены различные породы деревьев (береза, тополь, ель, осина) и кустарников (акация, рябина, ольха, калина, яблоня, сирень, ежегодно высаживаются новые молодые растения, оборудован цветник.
Весной мы с детьми высаживаем на клумбы рассаду цветов и в течении лета ухаживаем за ними, проводим наблюдение.
Кроме этого дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных в естественных условиях. Для этой цели я организую экскурсии в городской парк. Дети знакомятся с растениями, которые раньше видели только на картинке, вспоминают и выполняют правила поведения в природе.
В решении этих задач мне помогают игры, которые проводятся на экскурсии («Детки с ветки», «Найди и назови» и др.). Дети адекватно реагируют на плохие поступки людей в природе (мусор в местах отдыха, выражают желание навести порядок. Наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, аппликации.
Провожу с детьми экологические развлечения : «Праздник цветов», «Птицы - наши друзья», «День земли» и т. д. Эти развлечения направлены на обогащение знаний о при-роде, воспитание у детей бережного, заботливого отношения к ней. Конкурсы, праздники («Осень», турниры («Знатоки природы», театрализованные представления своей яркостью, всплеском эмоций привлекают детей к решению тех или иных экологических про-блем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Участвуя мои воспитанники не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.
Для развития детского фантазирования, использую экологические сказки («О том, как береза и ива остались верны родному дому», «Как медведь пень потерял», «О человеке и золотой рыбке», «Травинка-путешественница», «Жила была река» и др.). Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Задачи воспитателя осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой (оставляет мусор в местах отдыха, бросают и бьют бутылки, обижают бездомных животных). Поэтому я уделяю большое внимание совместной работе с родителями, это позволяет объединить деятельность по формированию у ребенка осознанного отношения к при-роде. Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. К организации поисковой и творческой деятельности детей я подключаю родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта я предлагаю детям задания (приготовить рассказ, сказку, альбом с рисунками, плакат в защиту животных, гербарий, фотографии и т. д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раз-дать задания, я их тщательно их продумываю. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости я могу предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Родители активно принимают участие в оформлении центров, в организации фото-выставок, конкурсах на лучший макет или поделку, различных акциях, в озеленении территории. В работе с родителями в рамках различных проектов использую такие формы работы, как: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, со здание мини – музеев, выставки, семинары, викторины, открытые столы, фотовыставки, акции «Мы-за чистый город», «Покормите птиц зимой!» и др. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. В результате работы с родителями обогатился воспитательный опыт родителей, они становятся активными участниками воспитательного и образовательного процесса.