Оля Прасолова
Формирование творческой личности младшего дошкольника с использованием нетрадиционных техник рисования.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребёнка. Основным «художественным» занятием в раннем дошкольном возрасте являются «игры с художественными материалами» .Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творчества. Ребенок познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых. В связи с этим процесс рисования нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности. Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. Один из компонентов изобразительной грамоты – художественные техники. Для дошкольного учреждения многие неклассические, или так называемые нетрадиционные, техники уже давно традиционное явление.
Публикация «Формирование творческой личности младшего дошкольника с использованием нетрадиционных техник рисования,» размещена в разделах
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение. В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. Изображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Вы должны быть готовы к тому, что руки вашего маленького художника будут перепачканы красками, пол окажется грязным, а на листе бумаги появятся нелепые цветовые пятна и потеки. У детей не бывает удач или неудач в рисовании. Они умеют рисовать всегда, сегодня-так, а завтра-не хуже и не лучше, а просто иначе. Оценка взрослого обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения, чтобы не разрушить уверенности в себе и не убить интерес к рисованию.