Татьяна Сокольникова
Формирование представления о красоте в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Через красоту к человечности» – эти слова великого педагога В. Сухомлинского могли бы по праву стать одним из девизов воспитания. Ведь именно человечность является целью всех усилий и стараний педагога, и красота – прямой и, может быть, самый короткий к ней путь.
Красота – понятие глубинное, прежде всего духовное. Оно связано с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами.
Публикация «Формирование представления о красоте в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В чем же красота? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как нести ее детям? Красота многолика. Нет, и не может быть единого стандарта красоты, единого эталона. Нет пределов к совершенству, как и нет пределов формам и качествам красоты.
Красота – это нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость, удовлетворение, восторг или утешение – в общем, положительно влияет на нас.
Что это может быть? Поразмыслив, приходим к выводу: красоту мы находим, прежде всего, в природе, в искусстве, в самом человеке, его духовном мире, мыслях и поступках.
Одним из величайших видов искусства является музыка. Великий философ и педагог Древней Греции Платон писал: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения, музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».
Современная наука, изучая воздействие музыки на человека, растения, животный мир, приводит много фактов и доказательств силы этого воздействия. Положительное влияние оказывает, конечно же, классическая музыка.
Очень важно понять, что не воспринятая красота не действует. Можно сколь угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, и не восхититься ею, не обрадоваться.
Поэтому необходимо научить детей воспринимать красоту. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия. Обратить на себя внимание ребенка помогают красочность, привлекательность того, что мы ему показываем. Выдающийся педагог В. Сухомлинский писал: «Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти».
Так, рассматривая картины художников, важно обратить внимание детей на то, какие краски нашел художник, чтобы передать красоту пейзажа или предметов, изображенных на картине. Можно сказать детям – художники рисуют красками, а поэты стихами. А как важно подвести детей к пониманию красоты в природе!
Во время прогулок следует обращать внимание детей на разнообразие характерных признаков времен года: нежную зелень весной, ледоход, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега, сверкание льдинок зимой. Воспринимать красоту звуков в природе : журчание ручья, шум леса, пение птиц.
Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой либо форме (в рисунке, в поделке, в игре или в слове, но при этом очень важно дать детям возможность сделать это непосредственно, свободно. Задача воспитателя – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, других нравственных чувств. Мы должны объяснять детям значение красоты для людей, ее ценность, необходимость, прививать уважение к ценностям культуры. Мы должны стремиться как можно лучше украсить места пребывания детей, сделать все возможное, чтобы они видели живую природу, могли приблизиться к ней. Только тогда мы можем воспитать людей ценящих и приумножающих красоту. И, как говорили древние греки: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».