Получи документы

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста

Светлана Васильева
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление:

Резюме___3 стр.

Основные сведения___4 стр.

Эссе: «Воспитатель детского сада…каким он должен быть?» ___5 стр.

Опыт работы: «Здоровый малыш». Формирование представлений

о ЗОЖ детей младшего дошкольного возраста___ 7 стр.

Заключение. Результативность___25 стр.

Список используемой литературы___27 стр.

Приложение___ 28 стр.

РЕЗЮМЕ

Ф. И. О. : Васильева Светлана Михайловна

Дата рождения: 20.04.1983 год

Домашний адрес: 678188 РС (Я, Мирнинский район, ул. Н-город, д. 14, кв. 63.

Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Место работы: ДОУ «Детский сад №37 «Звездочка»

Должность: воспитатель базовой категории

Образование : 2000-2005гг. Якутский Педагогический Институт

Специальность: учитель начальных классов, социальный педагог

Основные сведения

г. Якутск ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М. К. Амосова». 25 июня 2005 г

Курсы повышения квалификации (2009 г)

Ленинградский областной институт развития образования на факультете менеджмента в образования по курсу «Проектная культура педагога в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Сертификат (2010 г)

МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Районный семинар-практикум «Инновационное развитие системы воспитательной работы образовательных учреждений» за обобщение опыта по теме: Интегрированное мероприятие «Игры народов Севера»

ЭССЕ: «Воспитатель детского сада… каким он должен быть?»

Воспитатель – удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы родом из детства», но мы очень быстро забываем этот волшебный мир. Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя – не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, то есть воспитатель должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.

Меня часто спрашивают, почему я стала воспитателем. Попробую объяснить. Еще в детстве, когда я сама посещала детский сад моим идеалом и любимой воспитательницей была Васильева Ирина Романовна, она привила любовь к детям. Мне уже тогда хотелось быть похожей на нее, и именно она помогла сделать мне выбор своей профессии.

В педагогическом институте нам много и часто говорили о значимости профессии педагога, но мы еще не осознавали этого в полной мере. В нашем представлении эта работа была легкой и простой: пришел в детское учреждение, провел занятие, поиграл с детьми.

А ребенок – солнце, вокруг которого должны вращаться все средства образования и воспитания. Ядро в моих убеждениях, что ребенок личность и главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться.

Жизнь детей в детском саду должна быть праздником! Чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым.

В детском саду «Звездочка» я работаю чуть больше года. За этот короткий срок я приобрела немало опыта в воспитательской деятельности. Я хочу отметить, что в этом нелегком труде мне помогли старшие наставники, мастера своего дела. Именно наблюдая за их работой, я смогла преодолеть все страхи и сомнения в выбранной мной профессии.

Профессия воспитателя повлияла на меня в том смысле, что я стала гораздо общительнее, коммуникабельнее. Могу поддержать разговор с любым взрослым человеком в незнакомой обстановке, а также с любым ребёнком.

Что главное в этой профессии?

По моему мнению, чтобы добиться успеха, воспитателю нужно постараться обрести душевную связь с ребенком, найти точку неравнодушного понимания, проявить педагогическую инициативу, найти те нюансы, которые помогут маленькому человечку стать личностью. И если это удастся, вы счастливый человек! А это значит, что и воспитанники обязательно станут счастливыми людьми. Разве не это главное в профессии воспитателя? А для этого, я уверена, нужно не только сочетать в себе компетентность, выдержку и терпение, доброжелательность и находчивость, но и уметь дарить детям улыбку. Ведь, по меткому выражению Владимира Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки».

В чем особенность моей работы?

Я стараюсь организовывать с детьми разные виды деятельности, но считаю, что особое внимание нужно уделять физическому развитию дошкольников. Ослабленность детей из-за недостатка физических нагрузок сегодня одна из самых больших тревог детских специалистов. Особенно актуально стоит этот вопрос в условиях Крайнего Севера. Я сама с малых лет придерживаюсь здорового образа жизни и стараюсь привить это своим воспитанникам. Каждое утро у нас начинается с зарядки. Наш девиз: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!». Помимо этого я провожу беседы о видах спорта, правильном питании, гигиене и безопасности. Во время занятий мы рисуем, лепим, конструируем из бумаги и природного материала на тему: «Мы выбираем ЗОЖ!». Ни один день в моей группе не проходит без спортивных развлечений, игр, эстафет.

Ведь чем раньше ребенок ощутит радость от физических нагрузок, тем лучше. Если с самого раннего возраста регулярные занятия спортом дети воспримут, как само собой разумеющееся, то в дальнейшем ребенок сам будет испытывать потребность в занятиях, связанных с физическими нагрузками. Кроме того физическое воспитание – отличный способ выплеснуть неуемную детскую энергию.

Я стараюсь быть для своих воспитанников надеждой и опорой, проявлять доброе отношение к ним, творчески подходить к своей работе, но этого недостаточно. Необходимо проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий, оставаться оптимистом даже в самых сложных обстоятельствах. Я надеюсь, что впереди у меня интересная педагогическая жизнь, что не будет разочарований и я не пожалею о выбранном пути.

Опыт работы: «Здоровый малыш». Формирование представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, прочность знаний, вера в свои силы, поэтому одной из основных задач, стоящих перед нами, является воспитание здорового подрастающего поколения.

Разработчики Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования полагают, что дошкольный возраст очень важен для формирования навыков сохранения здоровья. Именно поэтому в ФГТ выделена отдельная образовательная область «Здоровье». Содержание ее многогранно – это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. И, конечно же, - формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни. И не только у них, но и у родителей. Ведь как не воспитывай ребенка, если в семье преобладают «вредные привычки», труд воспитателей окажется напрасным.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Вот далеко не полный перечень вопросов, который волнует каждого из нас. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье : «… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…»

«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Здоровье – это не только отсутствие болезней. Это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, психологии и экологии (О. С. Осадчук, А. Ф Аменд, и педагогики (В. Г. Алямовская, М. Лазарев, О. С Толстова и др). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технология воспитательно-образовательного процесса, а также состояние семейного воспитания.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы, и именно на ранней стадии развития, ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому очень важно сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них навыки здорового образа жизни на ранних этапах развития.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Но особенно важно знать детям о значимости воспитания здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.

От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% от условий внешней среды, т. е, экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является физическое развитие ребенка, сохранение его здоровья. Проблема оздоровления детей - действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому целью моего опыта работы является формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Нам необходимо научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.

Данная цель реализуется посредством поставленных задач:

• дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;

• помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков;

• расширять знания детей о здоровой и полезной пищи, о правильном питании, его значимости;

формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.

Эти задачи в нашем ДОУ решаются благодаря целостной системе по сохранению физического, психического и социального благополучия детей, способствующая приобщению к ценностям, и прежде всего, к ценностям здорового образа жизни. Физическому развитию и здоровью мы отводим ведущие позиции.

Свою работу в детском саду я начала с 1-й младшей группы. Мне очень хотелось, чтобы дети побыстрее адаптировались к условиям детского сада, росли здоровыми и крепкими, ловкими и умелыми. Уровень адаптации детей к условиям детского сада в 2010 году выявили по таким критериям, как: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации показал следующие результаты: высокий уровень адаптированности – 55,6%; средний уровень – 44,4%, низкий уровень – отсутствует. (приложение)

Адаптация к ДОУ

Учитывая, какое влияние оказывает на детей раннего возраста художественное слово, детская книга, я применяла сказки, рассказы, потешки, прибаутки, песенки. Постоянно организовывала в группе кукольный и пальчиковый театр, использовала видеофильмы. За основу в своей работе я брала программу Оздоровления детей в ДОУ (Л. П. Банниковой, «Развивающую педагогику оздоровления» (Т. В. Кудрявцева, Б. Б. Егорова, программу «Здоровый малыш» под редакцией З. И. Бересневой, использовала оздоровительные досуги по сказкам, сказочным сюжетам. М. Ю Картушиной: «Театр игрушек», «Театр картинок», игровая программа «Теремок» и т. п. В игровой, сказочной форме мы осваивали с детьми приемы самомассажа, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, развивали двигательные навыки. Знакомились со строением тела, значением каждого жизненно важного органа для человека: глазки – смотреть, ушки – слушать, носик – нюхать и т. п. Сказки любят не только дети, но и взрослые. Они (сказки) имеют большое психологическое значение для детей. Малыши хотели быть похожими на волка или медведя, быть такими же сильными. Посредством сказки я старалась помочь каждому ребенку почувствовать себя ее героем. Это способствует развитию у детей фантазии, дает возможность почувствовать поддержку взрослого, сверстника, которые всегда придут на помощь. Очень нравятся малышам занятия физической культурой в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр. Также провожу беседы с детьми, посвященные ЗОЖ – утренней гимнастики, закаливанию, подвижным играм, используя методическое пособие Шорыгиной Т. А. Веселые стихи и сказки вызывают интерес к спортивным занятиям, способствуют формированию полезных привычек. Об этом свидетельствуют отзывы родителей. На протяжении всего года веду кружок «Детский фитнес». Разработала авторскую программу: «Детский фитнес в сказках», включающую в себя элементы хореографии, гимнастики, танцевальных движений. Считаю, что детский фитнес – это отличная возможность для ребенка выплеснуть накопившуюся энергию, весело и с пользой провести время в детском саду. Индивидуально подхожу к каждому ребенку, подбираю такие упражнения, выполняя которые дети чувствуют себя наиболее комфортно, ведь все дети в группе разные. Кто-то любит подвижные игры, кто-то танцы, кто-то театрализованные постановки.

Работа с родителями.

Ребенок – дошкольник не развивается автономно. Он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример.

По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы привить ребенку. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

Особое место уделяю работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с детским садом является основной социальной культурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ.

Для более эффективной совместной работы с родителями мы в детском саду используем как традиционные, так и не традиционные формы работы с семьями наших воспитанников. Это беседы и консультации, рекомендации врача и медперсонала, мини-библиотека по теме «Приобщение дошкольников к ЗОЖ», видеофильмы по данной тематике. Проводим дни открытых дверей, когда родители приглашаются в детский сад для просмотра физкультурно-оздоровительной работы педагогами и руководителями кружков по направлению «Здоровые затеи» - корригирующая гимнастика, «Веселые дельфинята» - плавание в бассейне, «Азбука здоровья»- профилактика нарушений осанки и плоскостопия, а также физкультурные занятия, «уроки здоровья», спортивные праздники и досуги: «Мама, папа и я – здоровая семья», «Ловкие, сильные и смелые» и т. п. Большое внимание уделяю организации дневного сна моих воспитанников. Для засыпания использую различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха провожу гимнастику в сочетании с игровым массажем. Вечером, когда дети немного устают, провожу «минутки расслабления», «минутки шалости», «минутки смехотерапии».

Я побеседовала с каждым родителем моей группы. Выяснила, в каких условиях живут дети, в какой атмосфере воспитываются. Подготовила вместе с воспитателем- методистом беседы, консультации на тему «Как подготовить малыша к детскому саду», а так же по сохранению и укреплению здоровья детей, профилактике простудных заболеваний, проведено родительское собрание «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей», с использованием видеофильмов, находящиеся в видеобиблиотеке детского сада: «Быть здоровыми хотим», автором, которого является воспитатель Киселева И. В., «Лучше быть здоровым, чем богатым», «Здоровье- это радость, здоровье – это смех» - Забалуева Н. В. Анкетирование родителей по теме: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье» показало, что из 15 опрошенных семей, 9 – занимаются спортом, 6 - проводят закаливающие процедуры. Практически каждая семья имеет дома спортивное оборудование. Многие семьи посещают каток и плавательный бассейн города вместе с детьми. С помощью информационного листка в рубриках : «Школа правильного питания», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Азбука движений», я стараюсь, по возможности, повышать педагогическую культуру родителей и коллег. Таким образом, родители, участвуя в образовательном процессе по обучению детей здоровому образу жизни, сами приобретают необходимые знания, сами являются участниками, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

Изучив все аспекты данной проблемы и используя педагогических разработки Т. А Шорыгиной, Л. Ф. Тихомировой, М. Ю Картушиной, методическое пособие И. М. Новиковой, я решила разработать цикл оздоровительно-познавательных занятий, направленных на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формировании представлений о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья.

Все занятия я условно поделила на 5 разделов:

I. «Я» Знай свое тело:

на занятиях по этому разделу дети получают элементарное представление о строении и функциях своего тела и основные правила заботы о нем.

II. «Физкуль-ура!» Занимайся физкультурой:

совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом, закаливающих процедур.

III. «Наш день» Соблюдай режим дня:

работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный раздел включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

IY «Опасность» Соблюдай правило «нельзя» : рассказы об источниках опасности в доме, группе, на улице, правила личной безопасности, планируются беседы с детьми, показ видеороликов, находящихся в видеобиблиотеке детского сада.

Y. Мой-до-дыр!» Соблюдай правила гигиены:

особое внимание уделяю воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Все разделы объединяет единая цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Занятия содержат:

• организационный момент (эмоциональный настрой);

• гимнастика (пальчиковая, зрительная, дыхательная);

• игровой массаж;

• дидактическая игра или игра-беседа;

• сообщение нового материала через игру-беседу, театрализованное представление, сказочный сюжет;

• дидактическая или подвижная игра на закрепление;

• релаксация под музыку;

При проведении занятий учитываются:

1. выполнение санитарно-гигиенических требований:

• занятия проводятся в проветренном, чистом помещении (групповое помещение, спортивный, музыкальный зал);

• дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения;

• занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее, чем за 1 час до еды;

• музыка для релаксации должна быть не громкой;

• подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей

2. учет психо-физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей. (На данный момент я работаю с детьми 2-й младшей группы)

• соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста;

• соответствие упражнений двигательным возможностям детей;

• учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др);

• учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.

Особое внимание уделяю детям, ослабленным и имеющим заболевания.

По данным анализа, проводимого совместно с медперсоналом детского сада №5 «Звездочка» в 2010 г при приеме детей в ДОУ (2008года рождения) выявлено:

7 детей (33%) – ГНМ (увеличение миндалин, 4 ребенка (19%) – анемия, 1 ребенок (4%) – дефицит массы тела, 1 ребенок (4%) – аденоиды, 1 ребенок (4%) – сердечно - сосудистые заболевания. Все дети поступили в детский сад со 2-й группой здоровья.

В своей работе, при проведении познавательно-оздоровительных занятий, я придерживаюсь следующих принципов:

доступность: учет возрастных особенностей детей;

систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил и норм;

наглядность: для более эффективного усвоения материала;

интеграция: объединение разных видов детской деятельности для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Использую методические приемы:

• рассказы и беседы;

• заучивание стихотворений;

• просмотр видеофильмов;

• моделирование различных ситуаций;

• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

• сюжетно-ролевые игры;

• дидактические игры;

• игры-тренинги;

• игры забавы;

• подвижные игры;

• психогимнастика;

• пальчиковая и дыхательная гимнастика;

• самомассаж,

• физкультминутки.

Надеюсь, что данный цикл занятий поможет педагогам в процессе практической деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Предлагаю перспективный план, составленный для детей всех возрастных групп.

Перспективное планирование по теме:

«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Возраст Раздел Месяц Тема : Задачи:

Младш-ая группа I.«Я». Знай свое тело. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Я - человек».

«Мое имя».

«Зачем мне нужна рука».

«Зачем мне нужна нога».

«Мои глаза».

«Мои волосы».

«Чтобы зубы были крепкими».

«Моя внешность».

«Я и мое настроение». Формировать представления о себе как отдельном человеке; рассказать о строении своего тела, способах заботы о себе и окружающем мире;

II. «Физкуль-

т-ура!»

Занимайся физкуль-

турой. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».

«Как вырасти здоровым».

«Что поможет быть здоровым».

«Зимние игры и забавы».

«Наша зарядка».

«Давайте жить дружно».

«О том, как мальчуган здоровье закалял».

«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».

«Лето красное – для здоровья время прекрасное». Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).

III. «Наш день». Соблюдай режим дня. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Твой «режим дня».

«Зачем соблюдать режим дня».

«На зарядку становись».

«Мои увлекательные занятия».

«Грязные руки».

«Про девочку, которая плохо кушала».

«Спать пора».

«Пришла весна – ребятишкам не до сна».

«Баю - баюшки - баю». Формирование у детей соблюдения режима дня, навыков самообслуживания, предупреждение переутомления детей, организация правильного питания.

IV.«Опас-ность». Соблюдай правило «нельзя». Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Ребенок дома».

«Спички».

«Огонь».

«Электроприборы».

«Удобная обувь, одежда».

«Правила поведения на улице города».

«Светофор».

«Будь внимательнее!»

«Я маленький пешеход».

Рассказать о правилах поведения на улицах города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руки с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.

Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».

V.«Мой-дод-ыр!» Соблюдай правила гигиены. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Наши верные друзья».

«Чистота – залог здоровья».

«Водные процедуры по утрам».

«Умывание».

«Купание».

«Уход за телом».

«Правило поведения за столом».

«Чистота игровой комнаты».

«Что такое хорошо, что такое плохо».

Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов; умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Сред-няя группа I. «Я». Знай свое тело. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Кто Я?»

«Мое имя, фамилия, отчество».

«Моя внешность».

«Мимики, жесты».

«Правила ухода за своим телом».

«Я умею одеваться и раздеваться».

«Я не похож на других».

«Я расту».

«Как мы дышим и зачем?» Продолжить идентифицировать свое имя с собой» познакомит с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы, надуты щеки); Ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому. Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.

II. «Физкуль-

т-ура!»

Занимайся физкуль-

турой Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Человек – живой организм».

«Самомассаж от простуды».

«Закаляйся».

«Правильное дыхание».

«Ноги, руки, туловище, голова».

«Волк стучится к козлятам».

«Здоровой будь».

«На зарядку становись!»

«Бегать я люблю босой». Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек - живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека : ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью)

; познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением и самочувствием. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности

III. «Наш день». Соблюдай режим дня. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Режим дня – помощник нашего здоровья».

«Дремота и зевота».

«Больная ножка».

«Дети, которые плохо едят в детском саду».

«За ужином».

«Кто умеет?».

«Зачем мы спим?».

«Приятного аппетита».

«Самые полезные продукты». Формировать соблюдения режима дня, направить на правильное организацию сна, рассказать о потребностях организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

IV.«Опас-ность».

Соблюдай правило «нельзя». Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Правила дорожного движения».

«Для чего нам светофор?».

«Горят огни на перекрестках»

«Дядя Степа - милиционер».

«Будь осторожен дома».

«Когда тебе грозит опасность».

«Я собираюсь на прогулку».

«Весной на улице».

«Осторожно: лето!» Познакомить с правилами дорожного движения, рассказать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе – разотри его шарфом, а не снегом; озябли ноги – попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги – переоденься в сухое.

V. «Мой-до-дыр!» Соблюдай правила гигиены. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Правила поведения за столом».

«Культура еды».

«Последовательность одевания, умывания, правил гигиены».

«Самостоятельно мыть руки, лицо, шею».

«Не мешать за столом».

«Чистюля - енот».

«Помощь маме».

«Уборка в доме».

«Средства гигиены». Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана. Спокойно садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать, не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо».

Стар-шая группа I. «Я». Знай свое тело. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Я - человек».

«Я и другие люди».

«Наше сердце».

«У меня есть замечательный помощник скелет».

«Внутренние органы человека».

«Я – ребенок. Мой образ жизни».

«Как я распознаю запахи».

«Что я знаю о себе. Мой организм».

«Здоровые зубы». Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке. Реакции на некоторые продукты питания; рассказать для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. Представить в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама (папа, бабушка (дедушка). Бережно относиться к своему организму.

II. «Физкульт- ура!»

Занимайся физкуль-турой. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Физкультура и здоровье».

«Прогулка для здоровья».

«Где Тимоша искал здоровье»

«Зимние забавы».

«Зарядка и простуда».

«Разные виды закаливания».

«Оздоровительная гимнастика».

«Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

«Лето красное – для здоровья время прекрасное».

Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.

III. «Наш

день». Соблюдай режим дня. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Осенний урожай».

«Необычное угощение».

«Полезная для здоровья покупка».

«Растения вокруг нас».

«Всезнайка».

«Вкусно, полезно, доступно».

«Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты»

«Из чего варят кашу»

«Общение с другими людьми».

Формирование правильного построения режима дня: оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна, в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыхе в процессе бодрствования. Рассказать, что дети должны регулярно питаться, у них должен быть полноценный сон; достаточное пребывание в воздухе, сохранить спокойную атмосферу в группе, устанавливать доброжелательное отношение между сверстниками в их совместных играх.

IV. «Опасность» Соблюдай правило «нельзя». Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Я живу в городе».

«Я – пешеход и пассажир».

«Безопасность в быту».

«01»

«Если ты потерялся…»

«Правила поведения в транспорте».

«Бездомные собаки и кошки».

«Незнакомые ягоды».

«Я дома».

Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя со спичками и огнем, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны – 01. На улице нельзя бросать камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега; нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций.

V. «Мой-до-дыр!» Соблюдай правила гигиены. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Здоровье и болезнь».

«Чистота и здоровье».

«Яблоки из магазина».

«Как связаны чистота и здоровье».

«О культуре быта человека».

«Правила этикета за столом».

«Поведение за столом».

«Общение за столом».

«Чистота тела». Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды.

Подго-тови-тельная группа I.«Я». Знай свое тело. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Моя семья».

«Обязанности дома».

«Чувство, настроение человека».

«Здоровый человек».

«К чему может привести лень».

«Мой мозг».

«Почему я слышу».

«Почему я вижу».

«Органы пищеварения». Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали по – другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности) Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека. Показать как они отражаются на его лице. Рассказать о здоровье человека. Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из – за лени, неумения.

II.«Физкульт-ура!»

Занимайся физкуль-турой. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Если хочешь быть здоров».

«Закаливание».

«Как природа помогает здоровыми быть».

«Зимние игры и забавы».

«Снежная крепость».

«Здоровье, красота, гармония».

«Дыхательная гимнастика».

«Прогулка на улице».

«Маленький спортсмен».

Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке. Осознать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.

III. «Наш день». Соблюдай режим дня. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Питание и здоровье».

«Твой режим дня».

«Зачем человек ест?»

«Какая пища полезней».

«Моя любимая еда».

«Полезные привычки».

«Страна знаний».

«Мой сон».

«Вежливые слова».

Закрепить соблюдения режима дня, достичь, чтобы дети были дисциплинированными, умели трудиться, общаться. Формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность.

IV. «Опасность». Соблюдай правило «нельзя». Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Ребенок дома».

«Встречи на прогулке».

«Мы пешеходы».

«На игровой площадке».

«Телевизор, компьютер и здоровье».

«Шагая осторожно…»

«Запрещается – разрешается».

«Весенняя прогулка».

«Правила поведения на улице».

Рассказать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях. Самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботится о своем теле, быть в ладу с самим собой.

V. «Мой-до-дыр!» Соблюдай правила гигиены. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Чтобы кожа была здоровой».

«Полезные и вредные привычки».

«Полезная, вредная пища».

«Моя одежда».

«Правила поведения за столом».

«Чистюля».

«Одевание, раздевание».

«Я – здоровый человек».

«Праздник здоровья».

Рассказать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность. В процессе в бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знаний детей о полезной и вредной пище; учить содержать свои вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены. Обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.

Заключение. Результативность.

Подводя итоги, хочется отметить, что все люди, без исключения, хотят здоровья своим детям. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Такие понятия, как здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни, заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планировании воспитательной работы дошкольных учреждений на современном этапе. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья? Важно организовать свою работу таким образом, чтобы в ее процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества детей, но и их положительное отношение к здоровому образу жизни. Я считаю, что нашему коллективу, во главе с руководителем, Кравченко Т. В. удалось найти ответ на поставленные вопросы.

Предлагаемый мною цикл познавательно-оздоровительных занятий апробирован с детьми 2-й младшей группы.

В начале учебного года проводилась комплексная диагностика культуры здоровья детей. (опросник В. П. Петренко, Д. Н. Давиденко). Анализ наблюдений, бесед был направлен на осознание ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношение к ним. Опрос проводился по таким разделам, как: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Знание правил личной гигиены». Включает следующие критерии: выполнение культурно-гигиенических процессов. Владение умениями культуры ухода за одеждой, владение приемами элементарной помощи, выполнение закаливающих процедур. Из 18 опрошенных детей высокий уровень показал 1 ребенок (5,5%, средний уровень – 15 детей (83, 5%, низкий уровень – 2 ребенка (11%). В конце года наблюдается положительная динамика в проявлении здоровьесберегающей компетентности детей.

Из 20 опрошенных детей высокий уровень проявления компетентностей показали 6 детей, что составляет 30%, средний уровень – 13 детей, что составил 65% и низкий уровень - 1 ребенок, что составило 5%. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий правил здоровья и личной гигиены знают дети и как к ним относится, как их понимает. Рассказы детей позволяют сделать выводы об их отношении к своему здоровью. Ведь не случайно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения ребенка к своему здоровью.

В нашем детском саду выполняются все условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Положительных результатов по обучению детей здоровому образу жизни невозможно добиться без совместных усилий педагогов и родителей, которые являются самыми активными участниками педагогического процесса. Работа ДОУ по приобщению к ЗОЖ повышает престиж нашего детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. К этому стремлюсь и я, так опыт работы в ДОУ у меня еще небольшой. Главное не останавливаться на достигнутом!

Используемая литература:

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.

2. Картюшина М. Ю. Праздники здоровья для детей 4-5 лет. Сценарии для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.

3. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-методическое пособие. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296 с.

4. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.

5. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки для здоровья для детей 5-8 лет. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 144 с.

6. Шорыгина Т. А. беседы о здоровье : Методическое пособие. – М. : ТЦ СФЕРА, 2011. – 64 с.

7. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях : Учебное пособие / Под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 171 с.

8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 304 с.

9. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) /Авт. -сост. Н. А. Фомина и др. – Волгоград: 2003. – 96 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие "Страна волшебная - здоровье"

Программное содержание:

Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.

Воспитывать желание заботится о своем здоровье.

Развивать воображение и умение отображать свой замысел в рисунке.

Методические приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка

Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы : один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист и карандаши.

Словарная работа: уточнить и закрепить слова: здоровье, здоровяк, редко болеющий.

Предварительная работа : привитие детям гигиенических навыков, беседа с детьми о пользе зарядки, чтение художественной и познавательной литературы по теме, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему - о здоровье. Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей). Да, дети, некоторые из вас понимают. Что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровы. Вот сегодня на занятии мне и помогут два новых моих друга поведать вам о волшебной стране - здоровье. Они пришли к нам из чудесной страны сказок. Это гномы. Одного зовут Здоровяк, а другого - растяпа (обращает внимание детей на персонажей)

Посмотрите. Как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа?

Ответы детей.

А почему вы так решили? Кто поделится своим мнением? (суждения детей)

Да, я согласна с вашим мнением. Крепких, сильных, редко болеющих детей называют здоровяками. Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка. У него румяные щеки, крепкая стройная фигура, я думаю, что он занимается спортом, много гуляет на свежем воздухе, он соблюдает правила поведения на улице, не ест не мытые фрукты и овощи, не забывает делать зарядку. И он конечно знает, что полезно. А что вредно для здоровья.

Вы со мной согласны? Или кто - то думает по - другому? Поделитесь своим мнением, или добавьте, может я что - то упустила и не сказала о Здоровяке.

А как вы думаете, растяпа ведет такой - же образ жизни или нет? А почему? Правильно, по нему видно. что он растяпа. Давайте с вами поможем стать ему таким как Здоровяк. Итак начинаем помогать Растяпе, но прежде всего мы должны сами показать ему пример. Я правильно говорю? Предлагает провести оздоровительную минутку.

Физ. минутка "Божья коровка"

N Слова Движения

1. Вокруг себя покружились И в божьих коровок превратились Кружатся

2. Божьи коровки, покажите ваши головки, Носики, ротики, крылышки - ручки, ножки. животики Показывают названные части тела

3. Божьи коровки, поверните на право головки, Божьи коровки, поверните на лево головки, Повороты головой вправо, влево

4. Ножками притопните, крылышками хлопните Топают ногами. Хлопают руками

5. Друг к другу повернулись И мило улыбнулись Поворачиваются, улыбаются, садятся

Воспитатель: Дети, какого человека мы называем здоровым?

Если человек болен. Ему нездоровится, то как он выглядит? Какие вы молодцы ребята! Что должен сделать Растяпа, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым? (Ответы детей).

Итак, теперь гном и мы знаем, что здоровье - это сила и ум. Что здоровье - это волшебная страна, это красота, это то. Что нужно беречь всегда, это самое большое богатство каждого человека. Здоровье - это когда ты весел, когда у тебя все получается, когда у тебя нет температуры и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки, когда у тебя ничего не болит. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? Я думаю. Что мы с вами помогли Растяпе и не хотелось бы, чтобы у него оставалось такое не красивое имя. Давайте с вами придумаем ему новое имя, но и внешний вид ему поменять тоже необходимо. Правда?

Сейчас каждый из вас придумает нового гнома, собственного и нарисует его. Это может быть гном - мальчик или гном - девочка. Придумайте его сами и нарисуйте, но уже опрятного, красивого, здорового (самостоятельная деятельность детей). Анализ занятия и рисунков.

Занятие "С утра до вечера"

Программное содержание:

Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека;

Закрепить понятие о значимости режима дня;

Воспитать желания придерживаться правил по его выполнению.

Развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.

Методические приемы: Беседа, вопросы к детям,объяснение, дидактическая игра"Разложи по порядку", игровой момент, рассказ воспитателя.

Материал: иллюстративный материал с изображением детей, занятых различными видам деятельности в течение дня.

Словарная работа: Познакомить детей со словосочетаниями : режим дня, распорядок дня.

Предварительная работа : знакомство детей с частями суток и характерными для них видами деятельности; рассматривание иллюстративного материала о частях суток; Чтение художественных произведений, пословиц о времени, беседы о необходимости режима дня и его значимости; просмотр видеофильмов и мультфильмов по теме.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (суждения детей). А еще зачем? (ответы детей). Да вы правы, часы нам нужны для того, чтобы мы могли ориентироваться во времени, знать когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, для того, чтобы знать когда наступит обед. время прогулки и сна.

Дети, как вы думаете, что такое режим? (суждение детей). Дети, режим, это когда выполняются все дела в течение дня по времени, например как в детском саду. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки для сна и ухода домой. С этим режимом детского сада знакомы и ваши родители, папы и мамы, ну а часы показывают время выполнения режима дня. Дети, а давайте вспомним, какие мы с вами знаем пословицы о времени. (высказывание детей).

Ребята, как вы думаете, почему одни дети все успевают: и погулять с друзьями, и в кружке позаниматься, и по дому помочь, и книжку почитать. Игрушки у них прибраны, одежда в порядке. Остается время мультики посмотреть и с котом поиграть. А у других только обещания и жалобы, что не успел, сделает завтра. Почему так? Кто как думает? (мнение детей). Как можно назвать тех кто все делает вовремя и тех, кто не успевает? Правильно! "Успевайки" и "Неуспевайки". Догадались или вспомнили книжку. Которую мы с вами читали?

Вы все правильно сказали. Однако у наших "Успеваек2 есть еще один секрет. Этот секрет - режим дня. Режим помогает быть дисциплинированным, помогает укрепить здоровье, хорошо и качественно выполнить все свои дела и задания. Режим - это когда все твои дела распределены четко по времени в течение дня.

Ребята, с чего начинается день? Что мы с вами делаем потом? Как вы проводите вечер дома? (ответы детей, дополнение воспитателя).

Дети. мы с вами говорим о том, что влияет на наше здоровье и как его укрепить. Вот и сейчас нам с вами пора немножко расслабиться и укрепить свое здоровье.

Предлагаю вам провести массаж ушных раковин, который помогает чему. Как вы думаете? Да, правильно, помогает укреплению здоровья.

N Методика проведения Дозировка

1. Загнуть уши вперед сначала мизинцем, потом всеми остальными пальцами. Прижать ушные раковины к голове, затем опустить, чтобы в ушах ощутился хлопок. Повторить 5 -6 раз

2. Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потянуть их вниз и опустить. Повторить 5 - 6 раз

3. Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать находящийся выступ ушной раковины (козелок). Сдавливать и поворачивать его во все стороны. В течение 20 - 30 секунд

А теперь мы с вами поиграем в игру " Разложи по порядку".

Ребята по одному выходят к доске и по порядку выкладывают картинки с изображением детей. Занятых различными видами деятельности в течение дня. По ходу игры воспитатель обращает внимание детей на то, что надо ложиться вовремя спать и вовремя вставать, ежедневно делать утреннюю гимнастику, необходимо есть в одно и то же время. Нельзя долго смотреть телевизор. Педагог заостряет внимание, на необходимость выполнение гигиенических процедур в течение всего дня и т. д.

Воспитатель: Ребята, помните. На прошлом занятии мы с вами рисовали своих " здоровеек" и придумывали им имена. Так вот, два ваших персонажа прислали нам письма, правда не знаю кто, они не написали свои имена, послушайте, я вам их зачитаю. (Звучит спокойная лирическая музыка).

"Я живу в деревне, здесь тихо и хорошо. Сплю долго, сколько хочу. Потом ем что - нибудь вкусненькое и так наедаюсь, что опять хочется полежать. Смотрю телевизор сколько хочу, ну иногда и читаю еще. В лесу много комаров и я туда не хожу, а на речку далеко и жарко. Я стал таким "красотуликом", толстеньким, румяненьким". Вот такое письмо прислал один наш друг, а теперь слушайте другое письмо.

"То место, где я живу, называется деревней. Красота! Есть лес, озеро. По утрам я встаю рано, меня будят солнышко и птицы. Делаю зарядку. Я хожу в лес за грибами и ягодами. С удовольствием купаюсь в озере, хоть оно и далековато от того места, где я живу. Но ведь свежий воздух, прогулки, вода - это здоровье! Еще я хороший помощник, помогаю бабушке по хозяйству. Нахожу время для того, чтобы почитать или заняться рисованием. Эх, здесь такая природа, как ее не рисовать! После ужина я дышу свежим лесным воздухом и крепко засыпаю. Я знаю. Что хвастовство, это некрасивая черта, но мне так хочется вам сказать, что я подрос, загорел, стал сильнее и крепче.

Вот дети таких два письма мы с вами получили. А теперь скажите мне. Чье письмо вам больше понравилось? (высказывание детей). Да, вы правы. Но как вы думаете, что помогло нашему герою стать красивым и сильным? Да верно. Правильный режим дня, он заботился о своем здоровье : гулял на свежем воздухе. купался в озере, вставал вовремя и т. д. А второй ленился все это делать и из письма видно. что не стал он крепче и несерьезно относился к своему здоровью. И вот вывод дети: правильно составь свой распорядок дня, выполняй его, не ленись и ты будешь весело играть, хорошо выполнять задания, отдыхать и расти здоровым, крепким и красивым.

Занятие "Красота тела и души"

Программное содержание:

Научить детей эстетическому восприятию человеческого тела;

Показать значимость здорового образа жизни каждого из нас;

Раскрыть важность одного из аспектов здоровья - духовной красоты;

Воспитывать у детей желание быть нравственно и физически красивым;

Развивать фантазию, умение отображать задуманное в рисунке.

Методические приемы: использование иллюстративного материала, вопросы к детям, рассказ воспитателя, ритмические движения, закрепление пословиц.

Материал: иллюстрации с изображением древнегреческих скульптур человека; иллюстрации к сказкам, лист бумаги. Цветные карандаши, фломастеры на каждого ребенка.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова : статуя, тело, Олимпийские игры, красота, благородный, равнодушный.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы на нравственные, этические темы.

Ход занятия

Воспитатель: ребята. посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете. Кто здесь изображен?

(суждения детей). Дети - это статуи, созданные древними мастерами. Мастера эти очень давно жили в стране, которая называется Греция. Жили они так давно, что и страну Древней Грецией, а людей живших в то время - древними греками. Они много времени посвящали разным искусствам, а тело свое постоянно совершенствовали. Много бегали, прыгали, занимались гимнастикой. Они организовали самые первые олимпийские игры. Победителям этих олимпийских игр ставили мраморные памятники. С тех пор и служат изображения древних греков образцом красоты человеческого тела, которое стало таким красивым благодаря спорту.

А вам нравятся эти статуи?

Природа создала человеческое тело красивым. Но каждый должен и может его сделать лучше. Хочу услышать, что вы думаете по этому поводу. Что для этого необходимо? (высказывания детей). Да, если заниматься физкультурой и спортом, следить за осанкой. Соблюдать режим дня, то человек становится крепким, движения будут радовать глаз других людей.

Вот и мы, чтобы не засиживаться с вами сейчас встанем, выпрямим спины, красивой походкой пройдем на середину групповой комнаты и выполним под музыку несколько движений "Нерпа"

N Методика выполнения Дозировка

1. Имитация ныряния в воду, и вынырнуть из воды голову наклонить вниз, затем плавно поднять, посмотреть вверх. Повторить 6 раз

2. Развести руки, слегка согнутые в локтях, в стороны, пальцы сомкнуты, повернутся сначала влево, затем вправо Повторить 6 раз

3. Легкое покачивание плечей, мягкое приседание в такт музыки. Повторить 6 раз

Ну вот, ребята, мы немного с вами подвигались, размялись и можем дальше работать. Сейчас мы с вами присядем вон там на ковре на подушечках - душечках. Сядем удобно, кто, как хочет. Мы с вами знаем немало сказок о красивых, но злых людях. Каких красивых, но злых и жестоких героев сказок вы знаете? (высказывания детей). А сейчас пройдите кто желает к столам и выберите иллюстрации сказок, которые вы назвали и героев, если они там есть, красивых и злых. Назовите их. Молодцы. А теперь наоборот возьмите те иллюстрации на которых герои не очень внешне привлекательны, но очень добрые и отзывчивые. Назовите эти сказки и героев. Молодцы! Предлагает убрать материал на место.

Дети, когда человек совершает добрые и благородные поступки, мы говорим, что это нравственно красивый человек. А о человеке равнодушном, холодном, злом, хотя и красивом говорим, что он не привлекателен. Кого из своих знакомых вы можете считать красивым и почему (высказывания детей).

Как вы думаете лучше быть душой красивым или телом? (высказывание детей). Да дети. человек должен быть красив и душой и телом. И эта красота может быть только у здорового человека.

Давайте с вами вспомним пословицы (Лицом хорош, и душою пригож. И белится, и румянится, да все не приглянется).

А теперь каждый из вас пусть нарисует, как он представляет красивого человека. Самостоятельная деятельность детей (звучит музыка).

Анализ детских работ. Воспитатель обращает внимание на доброе лицо, красивую фигуру, аккуратный вид нарисованных людей.

Занятие " Будем стройные и красивые"

Программное содержание :

Объяснить детям какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья;

Показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки;

Воспитывать желание быть красивым и здоровым.

Методические приемы : работа с наглядным материалом, вопросы к детям, художественное слово, показ упражнений, разъяснения, рассказ воспитателя.

Материал: картинка с изображением верблюда, изображение сутулого человека, мешочки с песком на каждого человека.

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова : осанка, позвоночник, сгорбленная спина.

Предварительная работа : беседы с детьми о необходимости прямо держать спину, правильно сидеть, следить за своей осанкой, рассматривание иллюстраций, посещение занятий лечебной физкультурой.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, что такое здоровье. Здоровый образ жизни? (ответы детей) Вы молодцы. Помните все, о чем мы с вами говорили раньше на занятиях о здоровье. Сегодня с вами у нас занятие очень интересное. Послушайте стихотворение Э. Мошковской " Дедушка и мальчик". (Дети сидят на подушечках - душечках в свободной форме)

Жил старый, старый :мальчик

С сутулою спиной,

Он горбился за книгой,

Сгибался за едой.

И он ворчал. Ворчал. Ворчал,

И всех он огорчал.

Пошлют его за хлебом, а он ворчит при этом.

Попросят мыт посуду,

Ворчит - бурчит! "не буду"

Не буду! Не буду!

И у него был дедушка,

Который не ворчал,

И не ворчал. И не ворчал.

А всех он выручал.

Какой - то странный дедушка.

Какой - то он чудной,

Веселый, статный дедушка.

Ну просто молодой!

Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении и о ком? (суждения детей). Да, правильно, о мальчике и его дедушке. А какую характеристику мы можем дать мальчику. Правильно: ворчун, сутулый, похожий на старичка, а дедушка наоборот.

А теперь я вам предлагаю рассмотреть вот эту иллюстрацию (показывает сутулого человека) Что вы об этом думаете? (высказывание детей). Правильно, то же, что и о мальчике. А как вы думаете, почему он такой сутулый и не красивая у него осанка. (

суждения детей) Правильно, он не старался соблюдать те правила, которые необходимы человеку для сохранения правильной осанки и красоты тела6 не делал зарядку, сидел не правильно за столом. Вот я вам всегда напоминаю, чтобы вы сидели ровно. Низко не наклонялись, ходили красиво, спина должна быть прямой.

Воспитатель предлагает детям провести оздоровительную минутку.

В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

До чего трава высока,

То крапива, то осока.

Поднимаем выше ноги,

Коль идем мы по дороге.

Дождик, дождик, кап - кап - кап -

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять,

У нас есть сапожки. Ходьба друг за другом

Ходьба на носках, на пятках, змейкой;

Ходьба высоко поднимая ноги;

Бег в среднем темпе.

А сейчас мне скажите, на этой картине кто изображен? Правильно верблюд. Посмотрите. Ведь у него спина тоже горбатая. Как вы думаете, у него неправильная осанка? (мнение детей). Правильно, это животное имеет специальные горбы на спине - походный запас питания, он в пустыне может несколько дней не есть. Это же животное и горб ему этот необходим, а у человека должна быть ровная красивая спина. Скажите, вы хотите быть стройными и красивыми? Хотите иметь красивую. Правильную осанку?

Тогда давайте учиться держать осанку. Предлагает детям встать в полукруг. Дети приподнимите голову, подбородок должен быть не выше плеч, а плечи на одном уровне. Живот втяните. Вот такая должна быть осанка.

За осанкой мы должны следить не только когда стоим, но и когда сидим. Чтобы осанка была правильной необходима каждому человеку подходящая под его рост мебель, она должна соответствовать росту. Вот почему вам определены каждому свое место за столом и оно помечено специально для вас. В вашей группе вся мебель соответствует вашему росту для формирования правильной осанки у каждого из вас. Я вас приглашаю сесть за столы на свои места. Мы сейчас будем учится с вами сидеть правильно и красиво. И я надеюсь. Что вы на каждом занятии будете помнить о правилах красоты вашей осанки.

Запомните три важных правила и всегда выполняйте их. Правило первое: проверьте положение ног. Они должны опираться под столом о пол. Я хочу посмотреть все ли правильно выполнили первое правило (проверяет и исправляет ошибки) Правило второе: проверьте расстояние от глаз до стола. Поставьте руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснитесь виска. Вот так. Это расстояние правильное На таком расстоянии должна находится гол

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях ДОУ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2012 в 12:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД