Елена Рудь
Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста. Образовательный проект «Выпал снег — пришла зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Второй раздел.
Образовательный проект «Выпал снег – пришла зима».
Цель: расширять и углублять знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, развивать связную речь, память, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность, активную познавательную деятельность.
Занятие № 1: «О зиме».
Цель: расширять знания о времени года зима, развивать связную речь, наблюдательность, воспитывать любовь к природе, побуждать к исследовательской деятельности, рассмотреть свойства снега.
Публикация «Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста, Образовательный проект „Выпал снег — пришла зима“» размещена в разделах
Беседа: загадывание загадок о зиме. «Дел у меня немало, я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, зовут меня…».
Правильно – это зима. Она приходит к нам каждый год, вслед за осенью. Дети, расскажите, что вы знаете о зиме? Как мы узнали, что пришла зима? Зимой холодно, лежит снег, кроме ёлок, деревья стоят без листьев. На деревьях и проводах иногда бывает иней. Зимой, когда сильный ветер, бывает позёмка, вьюга, бураны, метели. В ходе беседы воспитателем используются картины и иллюстрации о зиме. Чтение
стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает». Дети, какие зимние игры вы знаете? Загадывание загадок о зимних играх.
Не пельмени это были-
Мы из снега их лепили
И не ели, ими- били.
Мы бросали, в нас кидали – (Снежки)
Мне за шиворот попали.
Всё лето стояли зимы ожидали
Дождались поры- помчались с горы. (Санки)
По сугробам, без оглядки
Лихо мчатся две лошадки
Подбежали к нам поближе,
Оказалось, это (Лыжи)
Физкультурная минутка «Снежинки».
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь
Встанем вместе все в кружок- получается кружок.
Снег бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками можно разглядеть каждую снежинку. В тёплую погоду снег летит хлопьями, снежинки слипаются и образуют маленький комочек. Из такого снега можно лепить снеговика.
Опыт № 1
Принесём с улицы ведро со снегом в группу и дадим ему чуть – чуть подтаять. Чем отличается снег на улице и снег, который мы занесли? Снег, который был на улице, рассыпался, мы не смогли из него слепить снежок. От тепла снег начинает слипаться. Этим опытом мы выяснили, что состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем холоднее на улице, тем снег более рассыпчатый, чем теплее – тем он плотнее.
Итог занятия: Что мы узнали на этом занятии о снеге? О каком времени года мы говорили?
Занятие № 2: «Как живётся растениям зимой».
Цель: познакомить с живой и неживой природой, расширять знания о деревьях зимой, побуждать к диалогу, доводить исследования до конца.
Беседа: чтение стихотворения Н. Литовченко «Белый снег».
Белый снег пушистый падает с небес
И в косынке белые одевает лес.
А снежинки нежные кружат надо мной
И хотят, наверное, поиграть со мной
Я ловлю снежинки тёплою рукой
А они сбегают талою водой.
Ещё осенью все деревья и кустарники, кроме хвойных деревьев, сбросили свои листья. Лиственные деревья стоят без листьев, они заснули. Но на деревьях остались почки, в них – жизнь растений. И как не странно, от мороза и холода деревья, кустарники, траву защищает снег. И чем больше снега, тем теплее, мороз им не страшен.
Чтение произведения Н. Павлова «Под снегом на лугу». На прогулке провести наблюдения за деревьями, если нужно – укрыть их снегом.
Физкультурная минутка «Зайка».
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал-
Зайка- прыг- и убежал!
Опыт № 1. Нальём в три бутылки воды и закопаем их в снег на разных уровнях. Первую – на поверхности, вторую – в середине сугроба, третью – на дно сугроба. На следующий день, откопав бутылки, мы увидели, что в бутылке, лежащей на глубине
сугроба, вода не замёрзла. Этим опытом мы доказали, что снег сохраняет тепло, хотя сам по сути холодный.
Итог занятия: На этом занятии мы с вами узнали как зимуют деревья, чем служит снег для растений зимой.
Занятие № 3: «Птицы и животные зимой».
Цель: расширять знания о зимовке птиц и животных, умение заботится о них, воспитывать любовь к живой природе, вести диалог, отвечать на вопросы.
Беседа: дети, вы знаете, кому очень сложно зимой? Правильно, птицам и животным. Чтобы спасти птиц, люди вешают кормушки на участках, в парках, около домов. Что мы с вами и сделали. Теперь каждую прогулку мы насыпаем корм в кормушки, чтобы птицы не умерли с голоду. Давайте вспомним, какую пользу приносят птицы. Они защищают наши растения от вредителей. Поэтому мы должны беречь птиц.
Ещё труднее зимой в лесу диким животным. Зимой в лесу холодно, голодно. Нет ни шишек, ни грибов, ни ягод. Некоторые животные делают запасы на зиму, другие уходят в спячку. Остальным животным, как например зайцу, лисе, волку, лосю приходится добывать пищу. Но и в лесу зверей стараются подкормить – это делают егеря и лесничие. Они делаю для них в лесу кормушки и кладут в них корм. Звери и птицы – это наши меньшие братья, которым мы должны помогать, особенно зимой.
Физкультурная минутка «Мороз».
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
Опыт № 1. Сегодня мы с вами проведём опыт со снегом и водой. Проведём сравнение между льдом и снегом. Мы принесли с прогулки ведро со снегом и тазик со льдом. Лёд гладкий, прозрачный, твёрдый, а снег белый, рыхлый. Снег оставим в ведре, лёд положим в марлю и подвесим над тазиком. Наблюдая за снегом и льдом, мы выяснили: они оба состоят из воды. Снег тает быстрее, чем лёд. Почему так происходит? Это происходит потому, что плотность льда больше, чем плотность снега. Если растопить ведро снега и ведро льда, то в ведре, где был снег, воды будет в несколько раз меньше, чем в ведре, где был лёд. Возьмём в одну руку ведро со льдом, в другую – ведро со снегом. Какое ведро тяжелее? Мы выяснили, что ведро со льдом тяжелее, чем ведро со снегом. При помощи этого опыта мы узнали, что хотя снег и лёд по составу одинаковы, но их плотность разная.
Итог занятия: На этом занятии мы с вами узнали, кто ещё нуждается в нашей помощи зимой. Правильно, птицы и животные. Проведя опыты со снегом и льдом, выяснили, что тяжелее из них.
Использованная литература.
1. А. В. Запорожец. Психолого – педагогические идеи.
2. Стихи, загадки и рассказы о зиме. С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима, аукает». Н. Павлова. Рассказ «Под снегом на лугу». Н. Литовченко. Стихотворение «Белый снег».
3. М. Мантессори.
4. ФГОСы. Стандарты для дошкольного обучения. Приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013 года.
5. Журналы по дошкольному образованию.
6. Работа в Интернет.