Елена Франкулиди
Программа по формированию певческого голоса
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Пение первоначально
и существенно подобно разговору»
Н. Г. Чернышевский
Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить чувства, но и вызвать у других отклик, сочувствие, понимание. В этом его доступность для понимания детьми.
Песня - яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Публикация «Программа по формированию певческого голоса» размещена в разделах
Обучение детей пению очень важная и сложная задача. Во многих садах выбирается достаточно сложный репертуар. В результата – крикливое, фальшивое исполнение песен, препятствующее развитию музыкального слуха, эстетического слуха,просто вредное для любого ребенка.
Цели и задачи программы
1. Развитие интереса к музыке, формирование эмоциональной отзывчивости и восприятие музыкальных образов.
2. Обогащение музыкальных впечатлений, воспитание эстетического вкуса.
3. Формирование певческого голоса.
4. Учить детей петь выразительно (ускоряя – замедляя, ослабляя, усиливая звучания, правильно передавать мелодию, брать дыхание в начале песни и между фраз)
5. Учить самостоятельно начинать и заканчивать песню.
6. Уметь петь индивидуально и коллективно.
7. Развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический звук.
8. Развивать творческую активность.
Основные качества детского голоса.
1. Отсутствие координации между голосом и слухом – первая причина, это исправимо.
2. Неполное смыкание связок в этом возрасте.
3. Большое количество перенесенных ангин, простых заболеваний.
4. Голосовой аппарат хрупкий, нежный. Голосовые связки тонкие, короткие.
5. Грудной аппарат развит слабо, преобладает головной. Диапазон «ре – до».
6. Звонко просим петь только в 6-7 лет.
7. Огромную роль звукообразование детей играет певческое дыхание. Систематический показ правильного исполнения ( Указание: не прерывать слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы) способствует выработке у детей широкого дыхания, расширяется дыхание.
Певческие навыки.
Вокальная установка – сидят прямо, не прислоняясь к спинке стула. Рот открывается вертикально. Голова прямо, ладошка под подбородок. Чередовать пение стоя и сидя.
Звукообразование – петь естественным голосом, светлым звуком, без крика. Научить петь протяжно, особенно окончание слов и фраз. Разучивать песню в более медленном темпе.
Дикция– дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Текст произносится нараспев, не громко, на высоком звучании, в ритме песни.
Дыхание– дыхание укрепляется в процессе пения, по показу взрослого, в начале пения, между фразами.
Чистота интонирования – зависит от музыкального слуха, способности воспринимать высокие и низкие звуки, запоминать мелодию, не фальшиво спеть. Пение без сопровождения.
Ансамбль – слитное пение.
Основные принципы обучения детей пению.
Принципы воспитывающего обучения–обогащение духовного мира. Развиваем соображение, внимание, мышление и речь.
Принципы доступности – объем вокальных навыков, приемы обучения соответствует возрасту и уровню развития детей. Для усвоения материала требуется напряжение умственных способностей, проявление старания.
Принцип постепенности – от легкого к сложному, от знакомого к новому.
Принцип наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Принцип прочности – чаще повторять выученные песни, но внося элементы нового (пение цепочкой, группами, с солистами, про себя, вдали от инструмента и т. д.)
Методы и приемы обучения детей пению.
Прием – часть метода.
Показ с пояснениями – разъяснить смысл и содержание песни.
Игровые приемы – игрушка, картина, маска, образное упражнение.
Вопрос детям – активизирует мышление и речь детей.
Оценка качества детского исполнения – надо поощрять, вселять в них уверенность
Детское песенное творчество.
1. Упражнение на развитие музыкально слуховых представлений.
а) самостоятельное нахождение тоники
б) подстраивание к звукам – музыкальное эхо
в) ориентироваться в мажорном и минорном ладу, различать разнохарактерные произведения.
г) различие звуков по высоте и длительности.
д) транспонирование мотивов.
2. Творческое задание
а) пропеть свое имя
б) звукоподражание
в) импровизация конца мелодии, песни дудочки, кошки и т. д.
Вершина работы – самостоятельное сочинение песни к тексту.
Гимнастика и массаж голосового аппарата.
1. Грубы трубочкой – рисуем кружочки
2. «Целуем ушки»
3. Белочка грызет орешки
4. Чистим зубки языком
5. Языком рисуем кружочки
6. Гармошка – морщим нос
7. Щелкаем языком – грустно и весело
8. Звук «а», «о» с восторгом и с огорчением
9. Долгий звук «у», «и»
10. Лягушка – челюсть вялая
11. Паук – штробас
12. Счет до 10 – низким и высоким голосом
13. Движение челюсти вперед и в стороны
14. Вопрос и ответ
15. Звуки «з», «ж», «ш», «с» - после произношение резкое открывание рта
16. «Камаз» и «Ока» - работа мотора
17. «Лифт» или «Ракета» на «ы», «э» (глиссандро)
18. Кулачком по груди на выдохе (почувствовать резонанс)
Упражнение на дыхание.
1. Зевок
2. Жуем конфету
3. Зубная боль «м» - стон
4. Живот болит «а»
5. Вдох на 4 счета одной и др. ноздрей
6. Задерживать дыхание
7. «Свеча» - вдох через нос – короткими выдохами гасим свечи (сдуваем листик, снежинку)
8. Боксер «ж» - рука с кулачком
9. Рубка дров «ух»
10. Каратист
Скороговорки
1. По бревну бобры бредут
2. Шесть мышат в камышах шуршат
3. Три сороки – тараторки тараторили на горке
4. Оса уселать на носу, осу в лесок я отнесу
5. Жил колпак под колпаком с колпачихой был знаком
Распевание
1. «Я иду и весело пою» - пение на слоги : «ля», «пи», «мо», «ду»
2. «Звонко пойте, нас не беспокойте»
3. «Листики летят – это листопад»
4. «На зеленом лугу»
5. «Я пою, хорошо пою» - мажор
6. «Я пою, я плохо пою» - минор
7. «Три ступеньки»
8. «Жаба в лужице сидела»
Песенки для малышей С. и Е. Железновых
1. Петушок
2. Два кота
3. Жук
4. Киса
5. Коза
6. Гуси
7. Дождик
8. Тень-тень
9. Божья коровка
10. Бука
Игрушечные песенки А. Раздобариной
1. Юла
2. Паровозик
3. Колыбельная
4. Кукла под дождем
5. Колобок
6. Строим дом
7. Живот болит
Игры с пением С. Е. Железновых
1. Баба Яга
2. Мышка
3. Дедушка Сысой
4. У медведя
5. Морская фигура
Приветственные игры из программы Н. М. Скориковой
1. «Здравствуй, дружочек»
2. «Здравствуй, говори!»
3. «Ты шагай, не зевай!»
Творческие занятия.
1. «Мед в лесу медведь нашел» - найти тонику
2. «Му-му кто кричит?» - импровизация конца мелодии на слова «маленький теленок и т. д.
3. «Весна красна цветами, а осень… (пирогами) – закончить на тонике
4. Пропеть свое имя
Музыкально-ритмические
упражнения М. А. Давыдовой
1. Наши ручки
2. Ручки вперед и назад
3. Ручки и голова
4. Барашеньки
5. Путешествие
6. Палочки веселые
Примерный план-сетка на октябрь месяц
кружка «Голосистый петушок»
«Здравствуй, дружочек» Приветственная игра
«Наши ручки» Музыкально-ритмические упражнения
По усмотрению педагога Гимнастика голосового аппарата
«Боксер» Упражнение на дыхание
Скороговорки, прибаутки, потешки
«Листики летят» ,
«Тише, тише пойте» Распевание
«Паровозик» Игрушечная песенка
«Жук», «Петушок» Инсценировка песни
«Мышки» Игра с пением
«Мамочка» Концертный номер
План-конспект занятия №2
1. Приветственная игра «Здравствуй, говори!»
2. Скороговорка
3. Упражнение на дыхание
4. Песенка для малышей «Два кота»
5. Игрушечная песенка «Колыбельная»
6. Творческое задание на нахождение тоники.
7. Игра «У медведя»
Методическое обеспечение
Дополнительной образовательной программы :
1. Учебно-методическое издание «Дошкольник : учим, развиваем, воспитываем» - М. А. Давыдова
2. Программа и методические материалы «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии» - Н. М. Скорикова
3. Методическое пособие «Музыка – детям» - Н. А. Метлов
4. Музыкальные обучалочки» -пальчиковые игры Е. Железновой.