Наталья Игнатьева
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста
Высокий уровень двигательной активности – важнейшее условие не только физического, но и умственного развития ребёнка. Физическое воспитание детей – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребёнка.
Коллектив нашего дошкольного учреждения выполняет требования всех направлений дошкольного образования и несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников. Физическое развитие, оздоровление детей в нашем сельском детском саду – это целенаправленная, систематически спланированная работа. Она построена в соответствии с программой «Остров здоровья» Е. Ю. Александровой. На её основе разработана оздоровительная программа нашего МКДОУ «Приупский д/с», которая входит в образовательную программу МКДОУ как часть, формируемая участником образовательного процесса. В данной программе представлены методы поддержания здоровья дошкольников, методики нетрадиционного оздоровления, пропаганды здорового образа жизни. Поэтому ведущим направлением деятельности нашего ДОУ в рамках Программы является создание технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников путём интеграции – введения движения во все виды детской деятельности. Главная задача наших педагогов – вовлечь ребёнка в движение, игру на том содержательном материале, каким владеет взрослый; сформировать потребность в движении, а через него и в познании.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребности в движении в нашем детском саду создана вариативная предметно-развивающая среда, которая побуждает детей к действию. Она легко меняется и дополняется в зависимости от индивидуальных особенностей и склонностей ребёнка, уровня его подготовленности. Основу составляет музыкальный зал, совмещённый с физкультурным, оснащённый спортивным оборудованием, комната психологической разгрузки, в каждой группе есть спортивный уголок, где дети имеют свободный доступ к спортивному инвентарю. В детском саду используется система мягких модулей, имеется достаточное количество пособий, игрушек для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе осуществления разнообразной деятельности. Для повышения у детей интереса к физической культуре мы используем нестандартное оборудование, так как детей привлекают необычные формы и красочность, оно вызывает высокий эмоциональный подъём во время игр и занятий. Так у нас имеется:
«Сухой аквариум» : набор цветных крышек от пластиковых бутылок помещается в специальную ёмкость. Способ применения: дети погружают кисти рук или руки по локоть в этот «сухой аквариум», шуршат крышками, достают мелкие игрушки снизу, угадывают на ощупь. Используется для массажа рук, развития мелкой моторики, снятия напряжения, усталости, расслабления мышц рук.
«Напольные шашки» : это полотно размером 1х1 м, расшитое квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканы из-под йогурта. Способ применения: дети играют в шашки, лёжа на полу, что позволяет расслабить позвоночник.
«Ямочки» : на кусок линолеума прикрепляются нижние части разноцветных больших пластиковых бутылок; в маленьких ведёрках – капсулы от «киндер -сюрпризов». Способ применения: дети мечут капсулы, стараясь попасть в свою ямку. Тренажёр используется для развития меткости и глазомера.
«Каждому шарику свой домик». Способ применения: на полу стоят мелкие разноцветные ёмкости, дети пальцами ног ухватывают шарик и кладут в свой «домик». Используют для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног.
Основной формой работы с детьми является занимательная двигательная деятельность. Необходимое условие при этом – доброжелательное отношение к детям со стороны взрослых. Понимая важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, мы систематически используем различные формы и методы оздоровления детей.
- Утренняя гимнастика в нашем детском саду проходит под музыку, в своей группе мы разнообразили форму проведения, добавив в комплекс дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, которая повышает общую сопротивляемость организма. Очень нравятся детям упражнения «Кошка», «Насос», «Ладошки».
- Непосредственно образовательную деятельность по физической культуре проводим три раза в неделю: два занятия в зале, одно на воздухе. С целью заинтересованности детей используем разнообразные формы проведения:
- занятия обычного типа – автор Пензулаева Л. И. ;
- оздоровительные интегрированные занятия «Радуга здоровья», «Заяц-Хваста», «Мойдодыр». Эти занятия включают в себя комплекс ритмической гимнастики, разные виды массажа, гимнастику для глаз, стоп, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, всё сопровождается художественным словом;
- игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных) «Любимые игры», игр-эстафет «Весёлые старты», «Полоса препятствий» с разнообразным музыкальным сопровождением (детские песни, музыка из мультфильмов, кинофильмов, популярная музыка);
- прогулки- походы «Вместе весело шагать», «Путешествие в лес», это ходьба на определённые расстояния;
- занятия-тренировки «Форт Боярд», направленные на развитие выносливости;
- музыкально-ритмическая гимнастика «Танцуем сидя», «Чунга-Чанга», выполняя которую дети получают эмоциональную радость;
- беседы с детьми «Я здоровым быть хочу», решение различных ситуаций, где дошкольники учатся расслаблению, аутотренингу, самомассажу, оказанию элементарной медицинской помощи.
Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений «Путешествие на Цветочный остров», интересных праздников «Российский солдат здоровьем богат», увлекательных соревнований «Юные олимпийцы». Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их всех воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.
Во всех видах деятельности мы используем оздоровительные паузы (релаксация, что позволяет детям снять утомление, активизировать внимание, повысить умственную работоспособность.
Немаловажное значение имеет здоровый правильно организованный сон, для спокойного засыпания используем чтение художественной литературы, классическую музыку, фитоподушечки. Подъём детей после сна проходит постепенно, в каждой группе проводим гимнастику пробуждения: упражнения выполняются в положении лёжа и сидя в кровати, затем стоя, её цель поднять настроение, повысить мышечный тонус детей. Для профилактики плоскостопия применяем палки различной толщины, индивидуальные массажные коврики, ребристые дорожки, дорожки со следами, коврики с пуговицами и крышками от бутылок. Затем проводим закаливающие процедуры – обширное умывание тела.
Из нетрадиционных методов оздоровления детей хочу рассказать о лечебной китайской гимнастике «До-инь». Это комплекс движений для мышц и суставов с элементами самомассажа и ярко выраженным тонизирующим эффектом, а также снимает усталость. Эти упражнения в своей работе с детьми мы используем в общеразвивающей части физкультурных занятий или во время физкультминуток. Чем так интересна эта гимнастика? Для неё не требуется специально организованного места, её можно проводить в любом помещении, в любой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют сидя на полу по-турецки или сидя на стуле, босиком или в лёгких носочках. Очень любят дети закаливающий массаж стоп. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Ноги растираются руками, поглаживаются, прохлопываются, массажируются деревянным валиком. Летом проводим хождение босиком по траве.
Ещё одна интересная форма физического развития детей: «Час двигательного творчества», дети имеют возможность сами выбирать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и. т. д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах. Час двигательного творчества проводится во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и при активном участи воспитателя, поощряется также участие родителей.
Взаимодействие ДОУ с семьёй подразумевает вовлечение родителей в образовательный процесс, ходе которого мы применяем следующие формы сотрудничества: коллективные ( собрания на тему: «Состяние здоровья вашего ребёнка», «Условия здорового образа жизни в семье», «Что такое здоровье»; круглые столы, тренинги); индивидуальные (анкетирование родителей, личные беседы); наглядно-инфомационные (стенд «Советы от Неболейки», библиотека «Если хочешь быть здоров», папки-передвижки «В здоровом теле – здоровый дух», «Делай как я!»; родительская почта «Вы спрашивали – мы отвечаем»; буклеты «Будь здоров», «Играем с пальчиками», «Влияние музыки на психику ребёнка». Родители приглашаются на дни здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Вместе с мамою вдвоём все препятствия пойдём», «Папы могут всё на свете», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дружная семейка», имеют возможность посещать «Дни открытых дверей» : просмотреть режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, прогулку, закаливающие процедуры.
С целью повышения компетентности педагогов в области физкультурно-оздоровительной работы в нашем ДОУ ведётся работа в следующих направлениях: изучение передового педагогического опыта, внедрение новых форм работы, обмен опытом, пополнение предметно-развивающей среды, приобщение родителей наших воспитанников к здоровому образу жизни.
Слаженность в работе – залог хорошего результата. Данное правило действует в нашем коллективе, тем более что деятельность всех педагогов направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей.