Виталина Федькина
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое воспитание – это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой личности средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы (вода, свежий воздух, солнце). Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности. Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие, Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, конструирования и пр. Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.) Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. Необходимо помнить, что содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей :
Публикация «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1) физическое;
2) социально – личностное;
3) познавательно – речевое;
4) художественно – эстетическое.
В соответствии с данными задачами, разработана система комплексных мероприятий по физкультурно – оздоровительной работе с детьми.
Утренняя гимнастика – это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов и средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике, нужно изменить ее форму и место проведения:
• комплекс музыкально – ритмических упражнений;
• утренняя гимнастика игрового характера(2-3 подвижные игры)
• утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки и т. д.
Образовательный процесс должен строиться на принципах интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. В процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
• формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
• создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрений проявления смелости, находчивости, взаимовыручки, побуждение детей к самооценке и оценке действий поведения сверстников («Социализация»);
• привлечение детей к участию в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
• активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о сорте, здоровом образе жизни («Познание»);
• побуждение к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);
• организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);
• привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения, использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр, рисунков о сорте («Художественное творчество»);
• проведение ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»)
В физическом развитии ребенка особое место занимает дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна, во время гимнастики (способствует развитию и укреплению грудной клетки).Подвижные и спортивные игры проводят воспитатели и инструктора по физическому развитию детей как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Не менее важно проводить гимнастику корректирующую и ортопедическую.
В системе физкультурно – оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, игры, соревнования, эстафеты способствуют активизации двигательной деятельности. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего, полноценного физического развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача и решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи. Работу с родителями необходимо построить на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физкультура в вашей семье») Вопросы физического развития, безопасности, и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе дошкольного учреждения оформляются уголки «Здоровье», где выставляется наглядная агитация: рукописные газеты, буклеты, консультации.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. ФГТ в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования (наиболее эффективные пути внедрения инноваций) и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка: физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое. В них фиксируется реализация таких принципов, как интеграция образовательных областей, комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.