МБДОУ ДС Родные березки г Челябинск
Финансовое просвещение детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовое просвещение детей дошкольного возраста
Автор: Покрант Ольга Александровна
воспитатель МБДОУ ДС 430 г. Челябинск
ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья рассматривает значимость финансового просвещения и воспитания детей дошкольного возраста. Она подчеркивает, что финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, которая должна быть решена с самого раннего детства. Автор акцентирует внимание на том, что дети уже на ранней стадии жизни сталкиваются с экономическими аспектами и приобретают базовые экономические знания. Однако, в детских садах мало уделяется внимания финансовой грамотности. Владение финансовыми навыками с раннего возраста открывает детям возможности и способствует их финансовому благополучию в будущем. Автор предлагает методы и подходы для формирования полезных финансовых привычек у детей уже с детства.
Публикация «Финансовое просвещение детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: финансовое просвещение, финансовое воспитание, дети дошкольного возраста, финансовая грамотность, экономические знания, долг, ответственность, финансовое благополучие, покупки, деньги, банковская карта, игровое обучение, словесные методы обучения, беседа.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста представляют собой уже не новое направление в дошкольной педагогике. В наши дни, финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, которая не может быть отделена от развития ребенка с самого раннего возраста. Дети, неизбежно, уже на ранних стадиях жизни сталкиваются с экономическими аспектами в семье, они ощущают рекламу, имеют дело с деньгами и посещают магазины вместе с родителями. Таким образом, даже на начальном уровне, они приобретают базовые экономические знания. К сожалению, финансовой грамотности практически не уделяют внимания в детских садах. Тем не менее, владение финансовыми навыками и опытом использования финансовых продуктов с раннего возраста открывает детям отличные возможности и способствует их финансовому благополучию взрослыми.
Актуальность этой темы заключается в том, чтобы сформировать полезные финансовые привычки уже с детства. Это поможет избежать множества ошибок по мере взросления и достижения финансовой самостоятельности. Кроме того, это заложит основу для финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. С детства важно и необходимо обучать детей ощущению ответственности и долга во всех сферах жизни, включая финансовую. Это поможет им в будущем избежать задолженностей, управлять собственным бюджетом и держать свои финансы в порядке.
Финансовая грамотность - это обладание способностью человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения о распределении доступных денежных средств (жить по средствам) и грамотно приумножать их. Иными словами, это знания, которые позволяют достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне на протяжении всей жизни.
Рассмотрим, как правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизни.
Для начала важно четко объяснить ребенку на понятном дошкольнику языке функцию денег. Необходимо подробно рассказать ему о способах, которыми родители зарабатывают деньги. Ребенок должен понимать, что мама и папа каждый день ходят на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую семья живет и тратит в течение месяца. Даже ребенок в возрасте 6-7 лет способен понять все компоненты семейного бюджета и то, на что деньги тратятся.
Однако не стоит слишком фокусироваться на понятиях "бедный" и "богатый". Время покажет, что скрывается за этими словами. Важнее научить ребенка правильному пониманию "необходимого" и "желаемого". Во время походов за покупками, нужно объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И им нужно понять, что без "желаемого" можно обойтись, но без "необходимого" невозможно сохранить, например, здоровье.
Не рекомендуется развивать у детей потребительское отношение к родителям. Дети должны понимать, что в детский сад и в будущем в школу они ходят за знаниями, а не за вознаграждением в виде покупок или денег. Помощь по дому – это условие семейной жизни, где каждый член семьи имеет свои обязанности.
Один из способов решить ситуацию с финансами – это дать детям карманные деньги на личные расходы. Эти деньги должны принадлежать только ребенку.
Чтобы научить дошкольников финансовой грамотности, необходимо использовать игры, рассказы, сказки и практические занятия с родителями. Нужно научить ребенка следующему:
- Что такое деньги и какие они бывают;
- Что такое "необходимые" и "желаемые" покупки;
- Что такое карманные деньги и банковская пластиковая карта ребенка;
- Как планировать расходы;
- Как обеспечить безопасное использование банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребенку нужно помочь освоить финансовую грамотность, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка, с большой вероятностью станет успешным человеком во взрослой жизни.
Ребенок и деньги – это сложный вопрос, но в дошкольном возрасте можно все объяснить так, чтобы ребенок стал финансово грамотным.
При обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения. Игровое обучение помогает воссоздать и усвоить общественный опыт, развить навыки, умения и эмоционально-оценочную деятельность. Оно вызывает повышенный интерес и положительные эмоции у детей, помогает им концентрировать внимание на учебных задачах. Словесные методы, такие как беседы, нужно сочетать с наглядными, игровыми и практическими методами, чтобы сделать обучение более результативным.
При работе с детьми дошкольного возраста, когда они только начинают формировать представления об окружающем мире, недостаточно просто рассказывать им о чем-то – важно показать сами предметы или их изображения.
Одной из форм словесного обучения является беседа. Она помогает уточнить и обогатить знания детей, развивает навыки слушания других, дополнения и тактичной оценки высказываний. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания и умения контролировать свое поведение.
Тестовый метод также используется для контроля знаний, умений и личностных характеристик детей. Результаты проверки помогают оценить эффективность учебного процесса и узнать, насколько успешно развивается ребенок.
Важно помнить, что обучение ребенка финансовой грамотности – это процесс, в котором нужно объяснять, показывать и тренировать его навыки. Только так он станет умным и успешным взрослым человеком.
Библиографический список
1. Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. А. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
2. Горяев, А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам/авт. -сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Финансы, 2010. – 90 с.