Светлана Анатольевна Шестакова
Принципы реализации образовательной области «Коммуникация» в первой младшей группе в соответствии с ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги я хочу поделиться с вами очень интересным, на мой взгляд, материалом!
Федеральные Государственные требования (ФГТ). Образовательная область – КОММУНИКАЦИЯ. О чем можно говорить, когда работая в первой младшей группе (2-3 года, из 30 детей, только 5 умеют разговаривать. Возникает вопрос: можно ли вообще говорить о КОММУНИКАЦИИ в данной возрастной группе? Ведь коммуникация – это приобретенный речевой опыт. А у детей 2-3 лет его пока нет. И в этом, мы педагоги, должны помочь малышам!
Публикация «Принципы реализации образовательной области „Коммуникация“ в первой младшей группе в соответствии с ФГТ» размещена в разделах
Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей младшего дошкольного возраста, я для себя, условно обозначила основные направления организаций речевой развивающей среды.
Основные направления организаций речевой развивающей среды:
• 1 младшая группа
- Развитие речи как средства общения (поручения, направленные на установление контактов с взрослыми и сверстниками)
- Организация самостоятельного рассматривания детьми картинок, игрушек, книжек для развития инициативной речи.
- Рассказы воспитателя, эмоциональные, доступные, приучающие слушать и слышать
• 2 младшая группа
- Организация общения детей с взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбы)
- Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы)
- Организация самостоятельного рассматривания детьми книг картинок, игрушек для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем
- Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной инициативной речи детей
- Рассказы воспитателя (С целью совершенствования навыков эффективного слушания)
В условиях коллективного воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется в повседневном общении с взрослыми на специальных занятиях и с помощью дидактических игр и упражнений вне занятий. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь – основное средство общения. Цель игр, приведенных ниже – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
Для вашего внимания я предлагаю несколько игр для развития речи (КОММУНИКАЦИИ) у детей младшего дошкольного возраста.
КТО ЧТО УСЛЫШИТ?
Цель: развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан.
Ход: воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрасными, чтобы ребенок мог угадать их.
Игры, формирующие правильное звукопроизношение.
ВО ДВОРЕ.
Цель: развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: игрушечный петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку! Ам-ам!Кто-там?
Кур стерегу. Кря-кря-кря!
Кудах-тах-тах! Завтра дождь с утра!
Снеслась в кустах Му-му-му!
Мур-мур-мур, Молока кому?
Пугаю кур
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит? Как собачка лает?» и т. д.
А также игры с использованием предметных и сюжетных картинок.
Работа с картинками строится на основе принципов от простого к сложному и от частного к общему. В начале детям предлагаются изображение тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это предметы одежды, посуды, мебели, игрушек и др… Далее изображения подбираются как серии обобщений: «Одежда», «Мебель», «Животные» и т. п.