Елена Ефимова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В. В. Балдина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - д/с №89
г. Белгород, Россия
В данной статье рассмотрен вопрос о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Развитие и формирование целостной личности ребенка-дошкольника. Приобщение к народной культуре, фольклору, старинным православным праздникам.
«Уклад слагается, формируется и закрепляется,
прежде всего, и больше всего – в детстве».
И. А. Ильин
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас в душу ребенка заложим, проявится позднее, станет его жизнью. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребенка до школы.
В детстве сравнительно легко происходит усвоение социальных норм. Можно оказать большее влияние на поведение и чувства, если ребенок еще мал. Намного позднее происходит осознание критериев морали, чем формируются алгоритм социального поведения и нравственные чувства.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - для будущего взрослого человека - это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведет к желаемому результату воспитание нравственности не затрагивающее эмоции ребенка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность - основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно и позже приобрести.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок,в которой происходит развитие и становление. Культура - это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.
В православии лежат корни духовно-нравственного воспитания. Родом из Нового Завета все наши нравственные ценности: любовь к родителям, Родине и ближнему, уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность, терпеть, прощать, уступать.
Постепенно к нам возвращается национальная память и мы начинаем относиться по-новому к традициям, фольклору, старинным праздникам, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам в которых народ оставил нам из своих культурных достижений – самое ценное.
Давно не употребляются и забыты в разговорной речи изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, потешки, пословицы, которыми богат русский язык.
Задача педагога - соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, детям предоставить возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем любознательность, чувство красоты, окружающие предметы должны быть национальные. С самого раннего возраста это поможет детям понять, что они - часть русского народа.
Фольклор является богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей. Особенные черты русского характера сохранились как нигде, в устном народном творчестве.
Дети нашего дошкольного учреждения принимают участие в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки, День Петра и Февронии, Масленица, Пасха, где дети читают стихи, заучивают колядки, играют в игры-осуществляется изучение детского фольклора. Во время образовательной деятельности и на прогулкам используем в своей речи как потешки, так и пословицы. Наблюдаем за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц. Эти наблюдения связаны с различными сторонами жизни человека и трудом.
Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, промыслы.
Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям.
В наше время главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности должны занять народные традиции. Благодаря им, дети усваивают весь комплекс духовных ценностей - обычаи русского народа, нравы.
Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
Библиографический список:
1. Гладких Л. П. Основы православной культуры: Науч. -метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.
2. Зязева Л. К. Мир детства в традиционной культуре. – М., 1993.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод. пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2004.
4. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.