Приложение МААМ

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

Ирина Шапуленкова
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Публикация «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» размещена в разделах

У младших школьников с первых дней пребывания в школе формируется отношение к школе, педагогам, образованию. Формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности. Ребенок, который поступил в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Ребята осваивают нормы жизнедеятельности и от них требуется: знать и понимать, что они граждане своей страны России; любить Родину, уважать людей, способных своим трудом беззаветно служить народу; уважительно относиться к представителям разных национальностей, к особенностям их быта и культуры; быть принципиальным, верным и преданным дружбе; беречь свое человеческое достоинство и честь; уметь воспитывать в себе волю и мужество; вести здоровый образ жизни; помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрый поступок; творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.

Именно в младшем школьном возрасте начинают формироваться навыки общественного поведения, формируется общественное мнение. При организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся следует учитывать именно эти особенности младшего школьного возраста. Еще в детском саду закладываются основы нравственных представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого общения и уважительного отношения к окружающим. Стимулом для дальнейшего нравственного развития и воспитания является их стремление стать школьниками.

Нравственное развитие младших школьников своеобразно. Следует учитывать, что, хотя дети начинают самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, оценка событий, поступков часто может быть ситуативна.

Направления воспитания нравственности младших школьников

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями).

Воспитание нравственных чувств и этического сознания (нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость, милосердие; честь; достоинство; любовь; уважение к родителям; уважение достоинства человека; забота и помощь; ответственность и чувство долга; толерантность).

Воспитание трудолюбия. Творческого отношения к учению, труду, жизни (стремление к познанию и истине; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость, трудолюбие).

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание (жизнь; эволюция4 родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, эстетическое воспитание (красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве; художественное творчество).

Каждое направление в воспитании имеет свои специфические особенности, которые должны быть учтены при организации образовательного процесса в начальной школе.

Представления у младших школьников расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется уже к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания у детей является слитность нравственных чувств и знаний. Когда знания окрашены чувствами и переживаниями, только тогда знания окажут влияние на нравственное развитие школьника.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения.

Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители».

Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. МАКАРЕНКО

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Оформление детского сада. Патриотический уголокОформление детского сада. Патриотический уголок Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 20:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шапуленкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД