Ирина Шапуленкова
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Публикация «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
У младших школьников с первых дней пребывания в школе формируется отношение к школе, педагогам, образованию. Формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности. Ребенок, который поступил в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Ребята осваивают нормы жизнедеятельности и от них требуется: знать и понимать, что они граждане своей страны России; любить Родину, уважать людей, способных своим трудом беззаветно служить народу; уважительно относиться к представителям разных национальностей, к особенностям их быта и культуры; быть принципиальным, верным и преданным дружбе; беречь свое человеческое достоинство и честь; уметь воспитывать в себе волю и мужество; вести здоровый образ жизни; помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрый поступок; творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.
Именно в младшем школьном возрасте начинают формироваться навыки общественного поведения, формируется общественное мнение. При организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся следует учитывать именно эти особенности младшего школьного возраста. Еще в детском саду закладываются основы нравственных представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого общения и уважительного отношения к окружающим. Стимулом для дальнейшего нравственного развития и воспитания является их стремление стать школьниками.
Нравственное развитие младших школьников своеобразно. Следует учитывать, что, хотя дети начинают самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, оценка событий, поступков часто может быть ситуативна.
Направления воспитания нравственности младших школьников
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями).
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания (нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость, милосердие; честь; достоинство; любовь; уважение к родителям; уважение достоинства человека; забота и помощь; ответственность и чувство долга; толерантность).
• Воспитание трудолюбия. Творческого отношения к учению, труду, жизни (стремление к познанию и истине; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость, трудолюбие).
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание (жизнь; эволюция4 родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание).
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, эстетическое воспитание (красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве; художественное творчество).
Каждое направление в воспитании имеет свои специфические особенности, которые должны быть учтены при организации образовательного процесса в начальной школе.
Представления у младших школьников расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется уже к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.
Характерной чертой воспитания у детей является слитность нравственных чувств и знаний. Когда знания окрашены чувствами и переживаниями, только тогда знания окажут влияние на нравственное развитие школьника.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения.
Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители».
Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А. С. МАКАРЕНКО