Береснева Наталья Юрьевна
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мир головоломок» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир головоломок» разработана с учетом:
• Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Публикация «Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности „Мир головоломок“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
• Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).
• Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №17 «Звездочка» города Лесосибирска».
Как известно, с самого рождения ребенок видит, реагирует на звуки, но, чтобы ребенок развивался, его необходимо учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает; анализировать, делать выводы, умозаключения. Из множества заданий и упражнений, которые предлагает взрослый ребенку, игры – головоломки – одно из действенных средств умственного развития. Авторы словарей определяют головоломку как
«головоломная загадка, задача» (словарь Ожегова, «Сложная, трудноразрешимая загадка,
задача» (словарь Ушакова, «Специально подобранная загадка, задача и т. п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области» (словарь Ефремовой). Головоломки обладают рядом характерных особенностей: им присуще свойство увлечь как взрослого, так и ребенка, до сих пор не проявлявшего интереса к ним,
разжечь стремление к умственным упражнениям. Во-первых, головоломка – это интересная
игра. Во-вторых, ребенок, выбирая варианты решения головоломок, невольно становится
самостоятельным, целеустремленным. В-третьих, ребенок, который умеет играть с головоломками, научится быстро читать, писать, считать и решать задачи. В-четвертых, головоломки способствуют интеллектуальному развитию, а именно таких качеств, как сообразительность, находчивость, а также развитию математических способностей.
К тому же, решение головоломок – это не простое времяпровождение. Головоломки способствуют созданию воображаемого образа. Любая получившаяся фигура, может развить воображение малыша до такой степени, на которую не способны даже взрослые. Так как решения головоломок чаще всего нестандартные, это позволяет развивать творческие способности ребенка, формирует умение находить выход из любой ситуации, в то же время развивает умение мыслить последовательно и системно. И чем чаще ребенок будет решать головоломки, тем больше у него будет нестандартных путей решения той или иной задачи. Ребенок имеет возможность самостоятельного решения, убеждается в важности, ценности его собственных поисков и усилий. Это развивает самостоятельность, осознанность действий. Знаменитый автор головоломок Борис Кордемский отмечал: «Творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка достигают высшего напряжения и получают отличную тренировку, когда мысль захвачена стремлением решить заинтересовавшую задачу. Найденное решение или даже чтение изложенного остроумного решения всегда вызывает умственное удовлетворение, эстетическое наслаждение».
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
«Мир головоломок»- это дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности. Программа исходит из необходимости развивать популяризацию игр головоломок с целью развития у детей познавательного интереса, любознательности, активного желания узнавать новое, неизвестное в окружающем мире; формирования положительной самооценки, уверенности в себе, в своих возможностях. Программа разработана на основе методического сборника «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт-тренинг для дошкольников», который является практическим пособием для педагогов дошкольного и дополнительного образования и посвящен необыкновенным играм-головоломкам, в которых интегрируются сообразительность, логико-математическое мышление, пространственное воображение, конструкторские способности, способности к моделированию.
В программе используется игровой комплект «МИР ГОЛОВОЛОМОК» авторов-составителей: И. И. Казуниной и Е. Ю. Соловей, состоящий из авторских головоломок Красноухова В. И., И. А. Новичковой, тематических головоломок-лабиринтов, которые придуманы и апробированы педагогами СПДС «Иволга» ГБОУ СОШ №6 г. о. Жигулевск Самарской области и педагогами МБУ детский сад № 22 «Лучик» г. Тольятти.
1.2. Новизна программы
В программе используются современные авторские игры-головоломки, с которыми организуются смарт-тренинги.
Что такое смарт-тренинг в дошкольной образовательной организации? Начнем с определения слова «смарт» (от англ. smart) основное значение которого определяется как, толковый, сообразительный, умный, находчивый. Акроним «smart» хорошо известен, как метод определения «умной» цели и постановки задач.
Согласно Приказу Минкультуры РФ от 06.05.2008 N71 «. под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе». Под смарт-тренингом для дошкольников мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
Головоломка в нашем понимании – это своеобразный Smart тренинг. В процессе игры ребенок решает конкретно заданную задачу. Это есть достижимая для него цель, в процессе реализации этой цели за определенный промежуток времени ребенок получает измеримый, значимый для него результат. И чем чаще ребенок будет упражняться в решении головоломок, тем меньший промежуток времени понадобится ему для достижения
цели.
1.3. Особенности развития психических процессов
детей 5-7 лет
Восприятие
К 5-6 годам представления об окружающем становятся системными. Восприятие становится детальным, объём его возрастает до шести объектов одномоментно. Ребёнок знает, называя в свободной речи, основные цвета, большинство оттенков, дифференцирует их, называет тона цветов. Раскладывают по величине предметы от 6 и больше. Узнаёт и называет все основные геометрические фигуры, включая многоугольник, ромб.
К 6-7 годам дошкольник узнаёт и называет все цвета, оттенки, тона цветов, получает нужные цвета путём смешивания, называет оттенки: лимонный, сиреневый,
раскладывает до 10 предметов по величине при зрительном соотнесении, использует мерки. Развито целостное восприятие, ребёнок охватывает не только отдельные части предмета, но и всю фигуру в целом. Доступны пространственные отношения.
Внимание
Элементарная форма произвольного внимания появляется в 5-6 лет и уже под влиянием саморегуляции. Внимание сложившееся двухканальное. Способен действовать сосредоточенно 10-25 минут, не отвлекаясь на внешние раздражители. В этот период формируется волевое внимание. Находит 6-7 отличий между двумя сюжетными картинками. Сосредоточенность возрастает до 25 минут. Объём внимания достигает 6-7 объектов.
И, наконец, предшкольник – ребёнок 6-7 лет. Способен концентрировать внимание до получаса (11-30 минут). Однако дети с гиперактивностью или с задержкой психического развития - не более 12 минут. Развивается внутренняя речь, как регулятор произвольного внимания. Удерживают свое внимание на интеллектуально важных для них объектах. Объём внимания 8-10 объектов. Находят до 10 отличий между двумя сюжетными картинками. Однако следует отметить, что непроизвольное внимание всё-таки остается
преобладающим на протяжении всего дошкольного периода. При выполнении упражнений,
требующих длительного напряжения и произвольного внимания, желательно включать продуктивную деятельность, делать паузы со сменой деятельности. Внимание является условием, обеспечивающим продолжительность любого из процессов.
Память
Способность контроля себя при запоминании и воспроизведении появляется в возрасте 5-6 лет, хотя память всё ещё большей частью непроизвольная. На данном этапе мы можем говорить о возникновении произвольной памяти. Широко проявляются личные воспоминания. Количество картинок или слов, которые ребёнок может запомнить возрастает до 6-8 предметов. Может пересказать рассказ близко к тексту, запоминает последовательность элементов танца.
В 6-7 лет овладевает, собственно, мнемической деятельностью, у него развивается произвольная память, умение себя концентрировать процесс усвоения, прилагая усилия. Объем нормального запоминания от 8 предметов «до 10 из 10 предложенных». Овладевают логическими приёмами запоминания, появляются признаки смыслового запоминания. При активной деятельности ребёнок запоминает материал лучше, чем в пассивном состоянии. «Хорошо развита у детей данного возраста эйдетическая память», когда ребёнок способен удерживать в памяти ситуации, образы. Некоторые психологи её называют ещё фотографической памятью или феноменальной зрительной памятью.
Мышление
Для детей 5-6 лет характерны зачатки словесно-логического мышления. Наглядно-образное мышление дает возможность понимать схематическое изображение – планы комнат, лабиринты, находить в комнате по заданию и по схеме спрятанные предметы. На этом возрастном этапе развивается прогностическая функция, что позволяет видеть перспективу событий. Ребёнок начинают осваивать символы, владеет мыслительными операциями, способен без затруднений собрать разрезную картинку из 6-7 частей.
В 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план, хотя ведущим всё ещё остаётся наглядно-образное, и становится доминирующим среди других типов познания, может оперировать образами и в уме решать задачи на логику, выстраивать логические ряды, последовательность событий. Разрезные картинки от 7 до 10 и больше. Развивается абстрактно-символическое, пространственное мышление. Владеет всеми мыслительными операциями, но остаются трудности в переносе усвоенных навыков на решение новых задач
Фактически все виды мышления между собой взаимосвязаны и о преобладающем виде мышления на том или ином этапе развития мы можем говорить лишь относительно. Например, мы, считаем, что владеем, в какой-то мере, самыми высшими видами мышления, но предметно-действенное мышление используем, когда нет возможности предвидеть результат, следуя поговорке «пока не попробуешь - не узнаешь, что получится», хотя относим мы его к возрасту 2-3 года. Мышление совершенствуется в ходе усложнения познавательной деятельности и речевого развития.
Воображение
В 5-6 лет остаётся «опредмечивание», когда ребёнок превращает заданный элемент
действительности в какой-либо предмет действительности не просто превращается в некоторый предмет, но и наполняется деталями. Ребёнок может дорисовать изображение, дополнив его деталями; способен самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему. Воссоздаваемые образы эмоциональны.
Внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок 6-7 лет произвольно планирует его реализацию, подбирая средства. Может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции; сочиняет сказку или историю на заданную тему, сравнительно оригинальную и наполненную деталями. Воображение носит проективный характер, так как в этом возрасте появляются выдуманные миры друзей и врагов.
1.4. Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы – 2 года. Программа реализуется в объеме:
1-й, 2-й год обучения – по 36 ч.
В реализации программы могут участвовать дошкольники по возрастным категориям: от5 до 6 лет,от 6 до 7 лет. Количество детей в группах 10-12 человек.
Формы и режим занятий. Формаобучения очная. Групповые занятия проходят1 раз в неделю по 1 часу (30 минут).
В ходе групповой работы воспитанникам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
Формы организации на занятии – работа в парах, малыми группами, что способствует достижению совместного результата и формированию коммуникативных умений, а именно, умения слушать и вступать в диалог; дает им возможность свободно действовать с предметами, неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться.
Программа предусматривает разные формы образовательной работы :
- специально организуемые познавательные занятия;
- решение логических и исследовательских задач;
- игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, конкурсы)
- свободную самостоятельную деятельность в течении дня;
- Smartтренингы;
- решение головоломок в домашних условиях.
Модульный характер содержания программы позволяет на каждом занятии учитывать интересы и желания детей, поддерживать детскую инициативу. Ребенок может выбирать предметы и виды головоломок, согласно своим желаниям и интересам. Модули программы составлены таким образом, что к воспитанникам не предъявляется определенных требований, не осуществляется тестирование при комплектовании групп и приглашаются все желающие от одаренных детей до детей с особыми возможностями здоровья. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
1.5. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы : развитие творческих умственных способностей с помощью игр-головоломок.
Задачи:
- Познакомить детей с разными видами головоломок : геометрическими головоломками на
плоскости, объемными, лабиринтами, словесными.
- Учить способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм.
- Учить понимать инструкцию и применять ее в решении головоломок.
- Развивать элементы логического мышления, наглядно-образное мышление.
- Развивать целостное зрительное восприятие, воображение, ориентировку в
пространстве.
- Развивать познавательный интерес, произвольное внимание.
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
2. Содержание Программы
2.1. Принципы
Перечислим основные принципы, используемые при организациизанятия, смарт-
тренинга для детей дошкольного возраста с играми-головоломками :
• Принцип активной позиции ребенка. Не делать задания за ребенка, не давать готовых ответов, не спешить с подсказкой, а подводить к решению с помощью различных приемов, вопросов. Научить ребенка решать проблемные задания самостоятельно, побуждать к активным и самостоятельным действиям.
• Принцип системности и регулярности использования игр-головоломок в работе с детьми. Головоломки применяются в работе с детьми не от случая к случаю, а в определенной системе, во взаимосвязи всего материала: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Используются регулярно как в течение дня в разных режимных моментах, так и в течение недели. Деятельность состоит из законченных шагов.
• Принцип индивидуального подхода к ребенку. Подбор заданий с учетом не только возрастных особенностей детей, сколько индивидуальных способностей каждого ребенка.
• Принцип использования адекватных возрасту форм работы с детьми. Не забывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Больше использовать игровых приемов. Развивающий материал не должен быть легким, трудность должна быть оптимальной.
• Принцип наглядности. Ребенку легче воспринимать материал, опираясь на иллюстрации, схемы, объекты, что способствует возможности увидеть их в реальном, действительном виде, поддержать внимание. Не забывать о разумном количестве наглядного материала.
• Принцип интеграции. Процесс обучения головоломкам будет более эффективным, если их включать в различные образовательные области.
• Принцип успешности. Ребенок, да и любой взрослый, любит заниматься тем, что у него хорошо получается. Чтоб ребенку нравилось решать головоломки, он должен почувствовать себя успешным в этом деле. Особенно большое значение имеет первый опыт.
• Принцип вариативности, новизны. На базе одной головоломки можно давать различные варианты заданий. Также можно использовать вариативность и в использовании методов и приемов: то используем загадки, то игровую ситуацию, то художественное слово, или обыгрывание конструкции.
• Принцип поддержки инициативы детей в решении головоломок. Не следует критиковать ребенка за неправильную попытку решения задания, рекомендуется избегать негативной оценки его работы. Не следует прерывать пробы и поисковые действия ребенка словами «не так», «неправильно», «неверно». Пусть ребенок сам на практике оценит правильность своих действий. Если ребенок долго пытается решить задание неверным способом, можно сказать ему «попробуй по-другому». В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
• Принцип сотрудничества с семьей. Семейное воспитание является незаменимым и важным в жизни ребенка, стоит на первом месте по своей силе и действенности. Авторитет родителей для ребенка бесспорен. Добиться хороших успехов в привитии ребенку каких-либо навыков или качеств без поддержки семьи сложно. Необходимо повышать активность родителей, создавать необходимые условия для того, чтобы они смогли включиться в работу по освоению головоломок детьми, по привитию интереса детям к интеллектуальным хобби.
2.2. Дидактические методы и приёмы обучения
Все принципы представляют набор дидактических методов и приемов, способствующих эффективному обучению детей решению головоломок.
Словесный метод - позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. Главным инструментом является слово.
Приё мы:
- объяснения, в ходе которых раскрываются новые понятия, термины, задачи деятельности, последовательность решения задачи, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости;
- разговор (беседа, в ходе диалогового общения применяются вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, вопросы, направленные на уточнение задачи, на выводы и заключения;
- рассказ, в ходе которого излагается материал в виде описания, инструкции, информации;
- рассуждение, в котором дается последовательное развитие положений, подводящих детей к выводам при решении задачи;
- художественное слово;
- педагогическая оценка.
Словесный метод и приемы активно применяются в обучении дошкольников. Успех словесных методов обучения напрямую зависит от владения ими самимвоспитателем, и от того насколько правильно и в какой форме это преподносится детям.
Для достижения результата словесные методы и приемы лучше сочетать с игровым, а так же наглядным и практическими.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом
Приё мы:
-развивающие игры, в процессе которых происходит развитие психических процессов или усовершенствование различных умений и навыков
- игровая ситуация;
- введение игрового персонажа;
- введение элементов соревнования;
- создание эмоциональных ситуаций.
Наглядный метод – при использовании которого, педагог направляет восприятие
ребенка на выделение в объектах основных, существенных признаков, частей, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и их частями.
Приё мы:
- наблюдение – целенаправленный способ восприятия объектов;
- показ иллюстраций, схем;
- показ образца (образцом может быть схема, рисунок, модель);
- показ способа действия (всего или частичного на начальном этапе обучения, эффективнее на другом, но подобном объекте).
Практический метод – овладение практическими умениями.
Приё мы:
- упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания в ходе применения педагогом алгоритмов, заданий, инструкций;
- работа по образцу, схеме;
- моделирование - основано на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком, схемой. Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
3. ОЖИДАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3.1. Целевые ориентиры на этапе завершения
смарт-тренинга для дошкольников
«МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Дети могут:
1. знать разные виды головоломок : геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;
2. овладеть способами и правилами решения головоломок;
3. использовать алгоритм при решении головоломок;
4. понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок;
5. владеть элементами логического, наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображением;
6. ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
7. проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Показатели:
1. Сформированность представлений о головоломках, развитие интереса к ним.
2. Овладение способами и правилами решения головоломок, понимание инструкции.
3. Развитие психических познавательных процессов (мышление, внимание, память,
восприятие, воображение).
4. Сформированность продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
5. Наличие самоконтроля.