Валентина Чухай
Долговременный исследовательско-трудовой проект по экологическому образованию в подготовительной группе «Мои друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Долговременный, коллективный исследовательско - трудовой проект в подготовительной группе «Мои друзья»
Составила: Чухай Валентина Васильевна, воспитатель первой квалифицированной категории МДОБУ д/с №19 города Зеи Амурской области
«Законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером
•Всё связано со всем.
•Всё куда-нибудь девается.
•Всё, что-нибудь да стоит.
Публикация «Долговременный исследовательско-трудовой проект по экологическому образованию в подготовительной группе „Мои друзья“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
•Природа знает лучше.
Проблема:
Отсутствие у детей позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, умений и навыков в трудовой деятельности.
Цель: Решение задач экологического образования детей дошкольного возраста через трудовое воспитание. Формирование личности, способной осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде
Выставка поделок из природного и бросового материала «Живая песнь Родины»
Задачи:
•развивать эмоционально- чувственную сферу личности, как одного из компонентов экологической культуры :
•формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умения и навыки в трудовой деятельности;
•устанавливать простейшие связи между условиями среды, состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи;
•уточнить представления детей об условиях жизни растений, животных в разное время года.
Продукт проекта : выставка поделок из природного и бросового материала «Ёлочка» материала); «Зимняя кормушка»; шоу- викторина «Счастливый случай»
Участники проекта : Старший воспитатель, воспитатель, дети, преподаватели со станция «юных натуралистов», заповедника, родители.
Сроки реализации : октябрь – май
Деятельность старшего воспитателя:
•тематический контроль по теме;
•помощь в подборе литературе.
Деятельность воспитателя:
•Выработать систему работы с детьми в вопросах реализации проекта;
•диагностику сформированности экологического образования детей;
•создание развивающей среды;
•систему взаимодействия с родителями в вопросах реализации проекта.
Деятельность детей:
Участие в экскурсиях, наблюдениях, выполнение трудовых поручений на прогулках и в уголке природы, работа на занятиях.
Ожидаемые результаты
Дети:
Должны научиться решать экологические проблемы через трудовое воспитание, стать заботливыми хозяевами окружающей природы, которые смогут ответить на все жалобы, поступающие от растений и животных. У детей сформируются умения познавать мир природы, основы уважительного отношение к миру природы через позицию творца природы, через эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности.
Родители научаться анализировать свои поступки по отношению к природе.
Формы и методы работы с родителями:
•беседы о важности данной проблемы;
•оформление стенда для родителей «Живая песнь Родины»;
• участие родителей в семейных конкурсах: «Ёлочка» (из природного и бросового материала, «Зимняя кормушка»;
• семейное творчество: конкурс рисунков по темам «Весна идёт», «Птицы- наши друзья»;
•подготовка к конкурсу чтецов по теме;
•участие в подготовке клумб (завоз земли, выращивание рассады);
•участие в шоу- викторине «Счастливый случай»;
Этапы проекта Подготовительный этап :
•чтение детям рассказов В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Н. И. Сладкова
•выбор объектов, от которых можно получить телеграммы;
•рассматривание альбомов «Времена года», «Фрукты и овощи», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Насекомые», «Птицы»;
• выставка творчества: (рисунки детей, родителей «Птицы - наши друзья»;
• конкурс чтецов: «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
•выставка книг «Птицы»
Основной этап - цикл практических дел. (Каждый месяц меняется содержание основного этапа в зависимости от «зова помощи»)
Заключительный этап - подведение итогов:
•экологический праздник для детей и родителей – шоу-викторина «Счастливый случай»
•выставка творческих работ (изготовление поделок руками детей и родителей);
•показ экологической сказки. «Смешарики в отпуске»
Образовательные области : физическая культура, здоровье, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Формы и методы работы с детьми
•непосредственно образовательная деятельность с детьми: развитие речи, познание, продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование)
• игровая деятельность : дидактические игры: «Жизнь растений», «Что сначала, что потом?», «Правила поведения в природе», «Животные и растения Красной книги»; сюжетно- ролевые игры, подвижные игры;
•исследовательская деятельность (опыты); «Летающие семена», «Выращивание растений из моркови», «Животворное свойство воды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «Как маскируются животные?», «Встреча с ручейком»
•наблюдения;
•экскурсии в весенний парк, к клумбе, огород;
•беседы;
• конкурсы чтецов: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Весна идёт!»;
• сочинение сказок на темы: «Как помочь синичке?», «На лесной полянке».
Перспективный план работы с детьми.
Месяц Объекты проекта Среда Методическое обеспечение Детская и семейная продуктивная деятельность Развивающая среда Трудовой десант
Октябрь Операция «Фиалка»
Цель: обратить внимание детей на проблему: можно ли продлить жизнь растению, если осенью перенести его в теплую комнату и ухаживать за ним? Горшок с фиалкой, дневник наблюдений. Телеграмма от фиалки, беседа «Осенние цветы на нашей клумбе» Уборка цветника, рисование «Цветы на клумбе»,аппликация «Цветы», оригами «Цветок» Дидактическая игра «Жизнь растения» Опыт «Летающие семена» Выкопать растение, пересадить в горшок, наблюдение за ним. Сделать зарисовки в дневнике наблюдений.
Ноябрь Операция «Герань заболела» Обратить внимание детей на проблему - у герани листья желтеют, опадают. Выявить причину, принять меры по спасению герани. Операция «Размножаем герань» Горшок с геранью, «Письмо от зеленого друга» Беседа «как помочь комнатным растениям?»
Зарисовки в дневнике наблюдений. Рисование «Герань», аппликация
«Цветок»Дид. игра: «Что сначала, что потом?»
Опыты «Вода нужна всем», «Растения пьют воду»
Промыть растение, полить, подрыхлить его.
Срезать черенок герани, поместить в воду. Наблюдение (какие изменения произойдут).
Декабрь Операция «Елочка, зеленая иголочка» ( Ввести детей в проблемную ситуацию и решить проблему: стоит ли из-за нескольких праздничных дней губить живое дерево) Модель елочки в уголке природы. Письмо от зеленой красавицы Беседа о празднике «Новый год»«Украсим ёлочку льдинками» Сочиняем сказку «На лесной полянке» Опыт «Иней» Семейный конкурс «Елочка»- из бросового материала.
Январь Операция «Покормите птиц зимой» Обратить внимание детей на проблему: зимой птицам трудно найти корм, как мы можем им помочь? Рассматривание иллюстраций зимующих птиц; рассматривание и наблюдения за птицами на прогулке. «Синичкино письмо» Рисование «Птицы на кормушке», Аппликация «Снегири на ветках» Сочиняем сказку «Как помочь синичке»
Опыт «Как маскируются животные» Семейный проект «Зимняя кормушка».ежедневная подкормка птиц хлебными крошками, салом, семечками.
Февраль Операция «Сломанная веточка» Обратить внимание детей на проблему: можно ли помочь веточке, если занести её в комнату? Появятся ли у веточек корни? Веточка тополя, берёзы, вода, дневник наблюдений. «Помогите разобраться»- письмо от родителей веточек берёзы и тополя Аппликация «Деревья в лесу», рисование деревьев. Игры «Правила поведения в природе» ,викторина о лесе Опыт «Животворное свойство воды». «Снежное покрывало для деревьев»
Март Операция «Бегут ручьи» Обратить внимание детей на проблему: тает снег, очень сыро на участке, что можно сделать, чтобы снег быстрее растаял? Фотовыставка Письмо от журчащего ручейка. Ручной труд «Весёлый кораблик» Конкурс чтецов «Весна идет- весне дорогу» ,экскурсия в весенний парк Опыт «Встреча с ручейком». Прорыть канавки для ручейков, подсыпать снег к деревьям (снегозадержание). Домашнее задание: Совместная работа детей и родителей «Весна идет!» (Рисование, аппликация»
Апрель Операция «Пернатые друзья» Ввести в проблему «Скоро прилетят птицы, может ли человек помочь птице в выполнении главной миссии животного- в выводе птенцов» Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, наблюдение за птицами на прогулке, экскурсия в музей заповедника. «Письмо от ласточки» Рисование птиц, аппликация «Сказочные птицы, оригами «Птицы» Конкурс стихов о птицах. Опыт «Выращивание растений из морковных верхушек» Выставка рисунков детей и родителей «Птицы - наши друзья», разучивание стихов о птицах. .
Май Разноцветная клумба»
Операция Цветочная рассада»
Обратить внимание детей на проблему: что следует сделать на участке, чтобы стало красиво?Рассматривание фотостенда «Ландшафтный дизайн цветочных клумб» Письмо от Королевы цветов» Аппликация «Цветочная клумба» Экологическая игра «Животные и растения красной книги» Семейный субботник: подготовка клумб к посадке цветочной рассады.