Юлия Огнева
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию «Куклы наших прабабушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
1. Проект «Куклы наших прабабушек»
2. Руководитель проекта : воспитатель подготовительной группы Огнева Ю. А.
3. Консультант проекта : старший воспитатель-методист.
4. Образовательная область: социализация.
5. Интеграция с другими образовательными областями: познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество.
6. Возраст воспитанников, на которых рассчитан проект : 6 - 7 лет (подготовительная группа)
Публикация «Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию „Куклы наших прабабушек“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
7. Состав проектной группы :
- воспитатели группы №5,
- дети подготовительной к школе группы
- родители
8. Тип проекта : долгосрочный (с сентября по апрель)
9. Цель проекта : патриотическое воспитание детей, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой, традициями, обычаями.
10. Задачи проекта :
Воспитывать у детей интерес к познанию русских культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- желание чувствовать и осознавать себя частью великого народа, воспитывать уважительное отношение к историческому наследию.
- воспитывать патриотизм, чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- стимулировать детскую активность через ознакомление с народными промыслами, рукоделием,народными играми, праздниками, в т. ч. религиозными.
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, мелкую пальцевую моторику, эстетический вкус, усидчивость, способность доводить до конца начатое дело.
11. Вопросы проекта :
- как жили наши прабабушки 100 лет назад, какие дома у них были, чем интересовались, во что верили, чего боялись.
- во что играли дети в прошлом, почему.
12. Оборудование: лоскутки ткани, кружева,нитки, ленты, природный материал,мулине, пяльца, иллюстрированные книги: "народные промыслы", "Русские костюмы", экран, проектор, ноутбук.
13. Актуальность тематики проекта.
Одной из годовых задач нашего ДОУ было патриотическое воспитание, Каждая группа проводила проект по данной теме. Знакомство с народной игрушкой близко детям,и возможность самостоятельно изготовить их, воспринимается с готовностью. А ведь современные дети, играя с планшетами, не представляют какая жизнь была у их сверстников 100 лет назад. В старшем дошкольном возрасте информация о своей стране интересна детям и уже можно начинать знакомить с прошлым, с историей. Также в процессе работы с тканью, нитками, природными материалами развивается тонкая моторика пальцев рук, что актуально для подготовке к школьному обучению, знакомство с видами рукоделия обогащает эстетический вкус детей
14. Продукты проектной деятельности :
- мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Народная кукла» с презентацией;
- участие в Рождественских колядках, оформление вертепа;
- оформление выставки «Бабушкины куклы»;
- создание мини-музея «Бабушкины куклы»
- участие в акции "Гирлянда дружбы"
15. График работы над проектом
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
1. Сбор информации (методическая литература, интернет-ресурсы)
2. Подготовка материала для творчества (лоскутки ткани, шерстяные нитки нитки, ленты, тесьма, мулине вата, солома)
3. Разработка плана по реализации проекта
Основной этап:
1. Беседы: "Русские народные промыслы", «Игрушки наших прапрабабушек»; «История праздника Рождества Христова» (изготовление вертепа с куклами-персонажами) «Почему у народной куклы нет лица»
2. Рассказ воспитателя :
- Кукла «Крестец», Крещенские обряды
- История куклы «Кувадки», обряд кувады
- Изготовление куклы «Бессонницы», ароматические травы,
- История куклы «Пеленашки»;
- История куклы «Крупенички», привлечение удачи при сборе урожая
- История куклы «Ангелочек»;
4. Непосредственно образовательная деятельность:
- «Крестьянская изба»;
- «Бабушкины куклы»;
- «Изготовление народной тряпичной куклы»
5. Продуктивная деятельность (ручной труд) :
- куклы - «Кувадки», куклы –«Пеленашки», куклы – «Ангелочек», куклы – «Крупенички».
6. Оформление музея «Народные тряпичные куклы»
7. Выставка творческих работ (детей, воспитателей, родителей)
Самостоятельная деятельность детей:
- изготовление тряпичных кукол по желанию.
Совместная деятельность детей и родителей:
- совместное изготовление тряпичных кукол дома.
Работа с родителями:
- консультация «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»;
- помощь в сборе материала (ткань, нитки, ленточки, тесьма, вата и т. д.) ;
- организация выставки совместного творчества.
Работа с педагогами:
Ноябрь - мастер-класс по изготовлению народных тряпичных кукол.
Январь – Организация макета «Рождественский вертеп»
Март – Консультация для коллег «Наш мини-музей»
Заключительный этап:
- участие в акции "Гирлянда дружбы"
- создание мини-музея «Бабушкины куклы» в группе.
План реализации проекта «Бабушкины куклы»
Сентябрь:
1. Сообщение о теме проекта родителям группы,сбор материалов, информации на тему проекта.
Октябрь:
1. Беседа «Почему у тряпичной куклы нет лица?»
2. Знакомство с народной куклой «Кувадка», ее история
3. Приготовление материала, рассматривание схемы изготовления куклы «Кувадки»
4. Изготовление куклы «Кувадки» для мини-музея.
Ноябрь:
1. История куклы «Бессонницы»,изготовление куклы «Бессоницы» для мини- музея.
Декабрь:
1. Знакомство с народной куклой «Пеленашка»
2. Беседа о кукле «Пеленашка» Изготовление куклы
Январь:
1. Принять участие в изготовлении макета «Рождественский вертеп». Экскурсии для детей, рассказ о празднике «Рождество Христово»
2. Изготовление куклы «Крестец»
Февраль:
1. История куклы «Крупенички»
2. Приготовление материала, рассматривание схем, изготовления
3. Изготовление куклы «Крупенички» для мини-музея.
Март:
1. Организация мини- музея и экскурсий в него детей из других старших и подготовительных групп. Подготовка экскурсоводов-ребят.
Апрель:
1. Презентация проекта «Бабушкины куклы» на МО.
2. Изготовление кукол из травы на прогулке.
16. Распределение ролей: воспитатели проводят НОД и продуктивную деятельность с детьми, согласно графику проекта, родители помогают в сборе материалов, оформляется уголок патриотического воспитания, мини-музей «Народная кукла», МК по теме для воспитателей ДОУ проводит Огнева Ю. А.
17. Оценка содержания.
Предполагаемый результат.
- развитие интереса к традициям прошлого, к народной культуре, к народному рукоделию, шитью, вышивке, к тряпичной кукле;
- развитие мелкой пальцевой моторики рук;
- развитие творческих способностей и эстетического вкуса в процессе изготовления кукол;
-развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи в процессе изготовления тряпичных кукол;
- демонстрация знаний элементов народной культуры, стремление поделиться своими впечатлениями.