Вилкова Людмила
Для кого-то города есть лучше, для меня Альметьевск — Родина моя.
▼ Скачать +Заказ
В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу, родным и близким. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание, уважение к людям труда. Но как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее - необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. От того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Публикация «Для кого-то города есть лучше, для меня Альметьевск — Родина моя,» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Республика Татарстан
- Темочки
«Опыт работы с родителями
по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом»
«Моя малая родина… у каждого человека она своя, но для всех является той, путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать все!»
В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже к близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.
Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за неё – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, настолько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину? Свой город? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребёнку чувство любви к городу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, молодым и красивым городом. И я поставила перед собой цель: воспитать в детях маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом.
Для достижения этой цели я решала следующие задачи:
- организовала развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала мини-музей, макет детского сада с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.
- формировала любовь к родному городу, интерес к прошлому и и настоящему Альметьевска.
-знакомила с его достопримечательностями, развивала желание как можно лучше узнать свой город.
-развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовала становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.
-воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.
-воспитывала бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждала детей сохранять красоту города для будущих поколений. При построении системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:
Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятием: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнера.
Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учётом накопленного им опыты, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно.
Начиная работу, поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка). Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в в конкурсе поделок на тему:» Мы живём в Альметьевске». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе сделали». Затем мы в группе оформили фотоальбом «Моя семья – моё богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье. Каждая семья приняла участие в изготовлении генеалогического древа.
На этом же этапе происходит знакомство с русскими, татарскими, мордовскими пословицами, потешками, загадками. Дети узнают, что наш город многонационален. Родители оказывают помощь в пошиве национальной одежды для кукол. Осознанно относятся родители к праздникам семьи, детского сада, города, с удовольствием готовятся к ним. На занятиях по ознакомлению с природой Альметьевска дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы, зимой кормить птиц. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев. Был организован конкурс кормушек, в котором родители принимали активное участие. В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашнее задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.
Большую помощь оказали опять-таки родители в оформлении мини-музея «Цветы Альметьевска». Мини-музей привлекает ребёнка к данной теме своей доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.
В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересным человеком. На таких встречах дети иного интересного узнают о профессиях нашего города. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города
(это участие в конкурсе рисунков ко Дню города. Конкурс в защиту экологии «Покормите птиц зимой», музыкальный конкурс «Звездочка», не маловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам). Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других. Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем ещё оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.