Юлия Козлова
Для чего нужны пальчиковые игры. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.
Практически у каждого взрослого есть воспоминания из детства, в которых их мамы и бабушки играли с ними в «Ладушки» и «Сороку-ворону». Такие простые игры – это один из видов пальчиковой гимнастики. На сегодняшний день существует огромное количество подобных упражнений.
Публикация «Для чего нужны пальчиковые игры, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Пальчиковые игры пришли к нам с давних времен, их «основателями» можно по праву считать наших славянских предков. У них был особенный подход к воспитанию детей, который очень отличается от современного.
Для тактильного контакта с малышом у них было выделено специальное слово – пестование. Оно подразумевало собой совмещение биологических ритмов детей с их родителями и землей. Такой контакт достигался после выполнения ряда специальных действий.
Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики :
развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша.
Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
Развивающая гимнастика для пальчиков поможет отвлечь ребенка, успокоить, развеселить и сменить вид деятельности. Одно из самых важных значений такой гимнастики – она оказывает положительное влияние на развитие речи, воздействуя на речевые центры в головном мозге.
По мнению ученых, пальчиковые игры соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, а, следовательно, на развитие творческих способностей ребенка.
Упражнения для пальчиковой гимнастики проводят с учетом возраста ребенка.
. Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика – это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек.
Дети в возрасте до 2-х лет:
-Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.
«Погладим кошку»
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)
-С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик)
С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить за вами необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.
Дети 3 – 4 лет:
-Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение.
«Козочка»
Вижу у козочки острые рожки.
(Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.)
Я убегу от неё по дорожке.
(Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.)
Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.
-Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук.
Дети с 4 до 5 лет:
-Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.
Рассказ.
Кот Васька увидел на дереве гнездо ( изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).
В гнезде жили птенчики ( изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки – это «птенцы»).
Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево ( изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки.)
Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов ( изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»).
Кот испугался и убежал (изобразить кота).
-Играют в игры с совмещением пальцев обеих рук
Дети 5-7 лет
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.
При регулярных занятиях ребенок выучит все стишки наизусть, что безусловно натренирует, улучшит его память.
Чтобы занятия принесли максимум пользы следует соблюдать одно простое условие – это регулярность в их проведении. Сотрудники дошкольных учреждений должны играть с детками в пальчиковые игры каждый день, для этого достаточно пяти минут.
Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.
Помните, что нельзя силой заставлять либо принуждать ребенка выполнять упражнения, в противном случае, игры будут ассоциироваться с негативными эмоциями и плохими воспоминаниями, и он вовсе откажется играть в подобного рода игры.
В первую очередь, взрослый должен показать игру на своем примере, посадив ребенка рядом. После этого нужно взять ручку ребенка, и помогая ему, показать игру еще раз, самому при этом проводя манипуляции с пальчиками.
Теперь можно перейти к следующему этапу, и вместе, одновременно сыграть в выбранную игру. При этом, взрослый должен четко проговаривать текст.
Далее, ребенок уже сам выполняет упражнение (если необходима помощь – вы ее оказываете, и произносите текст.
И последний этап, самый интересный для ребенка. Малыш сам делает пальчиковую гимнастику и проговаривает стишок, по необходимости вы подсказываете ребенку, и помогаете, если он запутался или сбился.
К своим занятиям я стараюсь подбирать гимнастику в соответствии той лексической темы, которую мы с детьми изучаем.
Например: Изучаемая лексическая тема «Зимующие птицы», то пальчиковой гимнастикой будет упражнение «Кормушка».
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело, мы расскажем.
(машут перекрестно сложенными ладонями)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
(на каждое название птицы, дети загибают по одному пальчику, сначала на одной, затем на другой руке)
Всем хватило зернышек.
(трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)
(Н. Нищева)
Благодаря своему разнообразию популярность игр с пальчиками распространилась по территории всего мира.
В Китае и Японии пальчиковые игры практикуют в детских садах. Упражнения выполняются с помощью металлических, каменных и пластиковых шаров, а также грецких орехов.
Все современные методики развития ребенка так или иначе затрагивают детские руки, ведь они участвуют в формировании мыслей, развитии речевого аппарата и двигательной активности.
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Помните, что такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики вашего ребенка, но и укрепляют защитные силы организма и иммунитет, активно воздействуя на акупунктурные точки.