Олеся Руснак
Дидактическое пособие «Звёздочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие "Звёздочка"
Автор: Руснак Олеся Валерьевна,
воспитатель МБДОУ д/с №5
Цель :
Закрепление материала по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, развитию речи, формированию элементарных математических представлений, развитию коммуникативных навыков.
Развитие интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, анализ, классификация)
Описание пособия
Публикация «Дидактическое пособие „Звёздочка“» размещена в разделах
Пособие представляет собой звезду с десятью лучами желтого цвета. Изготовлено из оргалита (можно использовать плотный картон или потолочную плитку) В центре звезды большой прозрачный карман в форме CD-диска. На каждом луче маленькие прозрачные карманы, в которые помещают предметные картинки.
Пособие дополнено наборами предметных картинок.
Использование
Для ознакомления с окружающим миром.
Для развития речи.
Для развития элементарных математических представлений
В изобразительной деятельности
Для развития коммуникативных навыков.
Для развития памяти и внимания.
Варианты игр
Игры на развитие памяти и внимания
«Что делает?»
Цель: узнавать и называть действия, опираясь на символы.
Описание: В середине «Звёздочки» помещают карточку с символом действия, например, «ныряет», «плывёт», «светит». Задание детям: разместить в кармашках на лучиках карточки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.
«Семья слов»
Цель: закреплять навыки образования новых слов.
Описание: В центральный карман помещается карточка, с изображением предмета, от названия которого будем образовывать родственные слова. В карманы на лучиках помещают карточки с изображением символов.
Задание детям: дети выбирают какой-нибудь из символов и придумывают новые слова. Например, слово «рыба». Значение символов: большой треугольник – большое слово (рыбища, маленький треугольник – маленькое слово (рыбка, красная лента – слово-признак (рыбный, две горизонтальные полосы – слово-действие (рыбачить, три прямоугольника – слово, которое означает, когда кого-то или чего-то много (рыбы, человечек – слово-человечек (рыбак, рыболов).
Игры для ознакомления с окружающим миром
«Что лишнее?»
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Описание: В маленьких карманах на лучах размещаются карточки с предметами, относящимися к одному общему понятию и одна лишняя карточка.
Задание детям: определить лишний предмет.
«Времена года»
Цель: формировать понятия о сезонных явлениях природы, учить устанавливать и описывать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
Задание детям: В карманах на лучиках выставить карточки, с изображением явлений природы, соответствующих заданному времени года и обосновать свои действия.
«Одень куклу»
Цель: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола.
Описание: В центр кладут картинку с изображением куклы
(мальчик или девочка).
Задание детям : положить в маленькие карманы картинки
с предметами одежды, которые соответствуют полу куклы.
«Посади дерево»
Цель: учить устанавливать порядок действий.
Описание: В центральный карман кладут карточку с изображением дерева.
Задание детям: В маленькие карманы положить карточки в определённой последовательности.
Игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
Игры для автоматизации произношения звуков
«Бабушка и внук»
Цель: дифференциация звуков ш, ж.
Описание: В карманах на лучиках выставляются картинки в строгой последовательности: ложка, кошка, шапка, лошадка, лягушка. При этом между карточками есть один свободный лучик. Следующие 5 картинок (каша, подушка, макушка – головка малыша, конюшня, лужа) дети выкладывают на свободные лучики, поясняя свои действия, например: «В кашу…» «Ложку». В целом комментарий к началу игры выглядит так:
Бабушка Алла весь день прибирала:
В кашу… (ложку,
На подушку… (кошку,
На макушку… (шапку,
На конюшню… (лошадку,
В лужу… (лягушку).
Затем последние 5 картинок убираются. Педагог комментирует:
Потом внук Егорка
Сам делал приборку.
Он прибежал и всё разбросал:
На макушку - (ложку,
На конюшню - (кошку,
В кашу - (шапку,
На ширму - (лошадку,
На подушку - (лягушку,
В лужу - (Петрушку).
Дети выкладывают картинки в непредсказуемой последовательности, что вызывает смех.
«Шёл я, шёл»
Цель: закрепить произношение звуков ш, ж.
Описание: На лучах выкладываются карточки, с изображением предметов, в названии которых есть заданные звуки. Первый игрок бросает кубик, смотрит на выпавшее на нём число и передвигает свою фишку (игрушка из шоколадного яйца с сюрпризом) на соответствующее количество картинок, чё тко произнося название каждой из них:
- Шёл я, шёл, шишку нашёл.
- Что будешь делать с шишкой? – спрашивает педагог.
Ребёнок составляет предложение с «найденным» словом. Затем в игру вступает следующий игрок.
Побеждает тот, кто первым найдёт все слова.
«Языколомка»
Цель: дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Описание: В центре выставляется карточка, с изображением миски. На лучах картинки с изображением мышек и мишек вразнобой.
Задание детям: двигаясь по лучикам быстро проговаривать:
- Миска у мышки, миска у мишки, миска у мишки и т. д.
«Подбери картинку по схеме»
Цель: учить детей называть слова по заданной модели.
Описание: В центре выставляется карточка со схемой слова.
Задание детям: в маленькие кармашки поставить картинки с изображением предметов, произношение которых соответствует схеме.
«Найди слова с заданным звуком»
Цель: закрепление знаний о мягких и твёрдых согласных звуках.
Описание: В центре выставляется карточка (синяя, если нужно найти слова с твёрдым согласным, зелёная, если с мягким).
Задание детям: поставить в маленькие кармашки карточки с изображением предметов, в названии которых есть нужный звук.
«Сочини сказку»
Цель: развивать речь детей, творческое воображение, фантазию.
Описание: В центр пособия кладётся карточка с каким-либо персонажем – это будет главный герой. В маленькие карманы положить карточки с различными предметами.
Задание детям: придумать сказку используя картинки.
Игры для развития элементарных математических представлений.
«Какая фигура»
Цель: закрепить название геометрических фигур.
Описание: На лучах выкладываются геометрические фигуры. Ребёнок, двигая указкой по кругу, называет их.
«Подбери по цвету»
Цель: Закреплять знание основных цветов и их оттенков, учить соотносить предметы и объекты по цвету, форме, величине.
Описание: Дети выкладывают в маленькие карманы картинки с предметами такого же цвета, как у геометрической фигуры в центре.
«Что изменилось?»
Цель: развивать память, внимание.
Описание: На лучах выкладываются цифры числового ряда от 1 до 10. Педагог меняет местами некоторые карточки.
Задание детям: определить, что изменилось.
«Какая цифра пропала?»
Цель: закрепить знание цифр числового ряда, развивать память, внимание.
Описание: В маленькие кармашки выкладываются цифры числового ряда от 1 до 10. Педагог убирает 1 или 2 карточки.
Задание детям: определить, какой цифры не хватает.
«Назови соседей»
Цель: упражнять в умении называть «соседей» заданного числа.
Описание: На лучах выставляются цифры числового ряда.
Задание детям: назвать предыдущее и последующее число.
Другой вариант: убрать «соседей» заданного числа. Дети должны сами поставить их на место.
Игры для развития коммуникативных умений.
«Настроение»
Цель: Расширять круг понимаемых эмоций.
Описание: На лучах выкладываются карточки с изображением эмоциональных состояний, картинками вниз. Ребёнок берёт любую карточку и показывает жестами и мимикой, какое эмоциональное настроение там изображено. Остальные дети должны угадать, какое настроение он показал.
«Отчего становишься счастливым»
Цель: развивать умение глубже понимать себя и других людей.
Описание: В центральный карман выкладывается карточка с изображением радостного ребёнка.
Задание детям: в маленькие карманчики положить картинки с изображением предметов или действий, которые делают человека счастливым.
Игры по изобразительной деятельности
«Золотая хохлома»
Цель: закреплять знания детей об элементах хохломской росписи.
Описание: В центральный карман ставится карточка с изображением изделия хохломских мастеров.
Задание детям: В маленькие кармашки поместить карточки с изображением элементов только хохломской росписи.
«Весёлая палитра»
Цель: развивать умение составлять новый цветовой тон, используя два цвета.
Описание: В центре положить круг, поделенный на 5 сегментов разного цвета ( например: розовый, фиолетовый, зелёный, коричневый, оранжевый).
Задание: К каждому сегменту подобрать карточки с двумя основными цветами, которые образуют данный оттенок.