Елена Хвойнова
Дидактическое пособие «Уникуб»
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие многофункциональное, изготовлено из картонной коробки, обклеено цветным оракалом, по всем граням пришита липучка. К кубу прикрепляются различные картины по лексическим темам, а также различные картинки и фигурки птиц, животных, геометрические фигуры, дорожные знаки и т. д. (на липучках или прикрепляются с помощью зажимов). Предметные изображения и карточки хранятся в различных коробочках. Пособие экологически-чистое, его можно протереть влажной тряпочкой.
Публикация «Дидактическое пособие „Уникуб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2014
Пособие имеет не только развивающее значение, но и коррекционное: предметные изображения изготовлены из разноцветных материалов разной фактуры, что обеспечивает зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений. Пособие подходит как для младшего дошкольного возраста, так и для старшего. Оно отражает и перекликает в себе практически все направления психолого-педагогической работы.
Играть с пособием может одновременно разное количество детей любого возраста как самостоятельно, так и под руководством воспитателя, выполняя различные задания. Играть можно как на ковре, так и на столе, снимая отдельные фрагменты. Его можно использовать как элемент развивающей среды в группе.
Цель пособия :
- способствовать повышению познавательной активности;
- обогащать представления об окружающем мире;
- закреплять правила дорожного движения;
- продолжать учить классифицировать по лексическим темам (овощи, фрукты, животные, птицы и т. д);
- закреплять знание названий недели, деревьев, грибов и т. д. ;
- использовать для слабовидящих детей в виде куба с гранями с большими точками (для настольно-печатных игр и словесных);
- побуждать сравнивать, анализировать, устанавливать закономерности, делать выводы;
- развивать речь, воображение, зрительное восприятие, мелкую моторику рук;
- активизировать зрительные фукнкции (выделение цвета, формы, величины и пространственного положения изображений);
- формировать дружеские взаимоотношения и культуру общения.
С помощью куба мы решаем задачи физического воспитания и задачи по укреплению здоровья детей, развиваем двигательную активность, ориентировку в пространстве, координацию движений, мелкую моторику рук. Дети учатся самостоятельно организовывать подвижные игры и игровые упражнения: «Добеги до куба», «Обеги вокруг куба», «Найди, где находиться куб» и т. д.
Используя этот куб, мы также решаем и познавательно-речевые, социально-личностные, художественно-эстетические задачи. На основе его 6 граней мы можем реализовать различные задачи в познании окружающего мира, умственного развития, эстетического восприятия. Это может быть и знакомство с сенсорикой (цвет, форма величина, составление математических задач и умение считать;знакомство с природными явлениями и временами года, частями суток, с дорожными знаками и ПДД; показ различных театрализованных этюдов (театр картинок) и, конечно же, обширная речевая деятельность. Это ЗКР, классификация предметов (посуда, транспорт, мебель, животные и т. д.); составление рассказов по картинкам и схемам; решение различных речевых ситуаций (д/и «Накрой стол»; «Расставь в комнате мебель» и др., что способствует активному развитию личности ребенка.
С этим пособием дети выполняют различные трудовые поручения: с удовольствием протирают куб, чистят липучки от грязи, стирают шнурки, ленты, собирают детали пособия в специально отведенное место. Еще мы закрепляем знания детей о труде взрослых (знакомство с профессиями, с инструментами и т. д.).
Используя куб, решаем и нравственно-эстетические задачи: уважение к правам и свободе человека, любви к семье, окружающему миру, городу, краю, Родине, гос. символике и т. д. Выставляя фигурки людей разного пола, возраста, мы развиваем представление о себе, семье, способствуем гендерному воспитанию (называние членов семьи) («Кто я?», «Мои близкие родственники, друзья»). А также воспитываем желание познать культуру своего народа и народов др. национальностей через произведения народно- декоративного творчества, костюмы, музыкальные инструменты. Дети учатся дружно играть, договариваться, помогать друг другу, у них развивается дружелюбие, взаимовыручка, толерантность по отношению друг к другу; составлять и описывать эмоционально-волевые состояния (игра «Настроение» с использованием эмоций - картинки с эмоциями прикрепляются к граням куба).
Осуществляем коррекционные задачи: развитие мелкой моторики рук, прослеживающих функций глаз, цветовосприятия, зрительной памяти («Что изображено на желтой грани куба?», «Продолжи ряд», микроориентировки (вверху, внизу, посередине - «Назови фигуры, расположенные в верхнем ряду», глазомера, зрительно-моторной координации (глаз, ухо, рука, зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений, обследуя предметы руками. Развиваем психологические качества: память, внимание, мышление и т. д.
На гранях куба мы можем вывесить задания для родителей типа «Листочки-подсказки», «Лист-задания», например: «Как сделать дома…» с привлечением родителей изготовить пособие, «Чем мы заняты?», «План развлечений» и др. Можно куб использовать как информационный стенд, на котором размещаются вопросы воспитания, образования и развития детей, а также его можно использовать для показа детских работ.
Используя Уникуб в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе и в свободной деятельности, мы решаем множество задач, направленных на воспитание и обучение детей.
Авторы: воспитатель Хвойнова Елена Владимировна,
воспитатель Ермолаенко Лариса Петровна