Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Диагностика речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Звукопроизношение
Задание 1. Состояние звукопроизношения
Инструкция к проведению: Назови картинки
Оборудование: набор картинок на все группы звуков.
Задание 2. Дифференциация звуков
Инструкция к проведению: Повторяй за мной слова, фразы.
• Лак – рак
• Марина набрала малины.
• Йод – лед
• Летом Юля много гуляет.
• Цыплята – тигрята.
• Настя кормит цыплят.
• Чернеть – темнеть
• Поросенок чавкает, собачонка тявкает.
• Щегол – сегодня
• Десять гусят громко пищат.
• Крыша – крыса
Публикация «Диагностика речевого развития детей» размещена в разделах
• Леша повесил в шкаф бабушкину шаль.
• Ждать – здание
• Дорожки засыпают желтым песком.
Фонематический слух
Задание 3,4. Определение 1 гласного, 1 согласного звука в слове
Инструкции к проведению: Назови первый звук в слове. Логопед произносит слова:
а) Аня, утка, окунь, ива, эхо
б) дом, кот, муха танк, ноты
Задание 5,6. Определение последнего звука в слове
Инструкция к проведению: Логопед произносит слова и просит назвать последний звук в слове.
а) пила, кольцо, кенгуру, грибы, очки
б) жук, пух, кот, дом, лес
Задание 7. Сложи слово.
Инструкция к проведению: Я назову звуки, ты собери из них слово.
М,А,К О,С,Ы М,А, М, А
Задание 8. Повторение слов с оппозиционными звуками.
Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и покажи где.
Оборудование: набор картинок: МИШКА - МИСКА, ТРАВА - ДРОВА, РАК - ЛАК, КОЗА - КОСА, БОЧКА - ПОЧКА.
Задание 9. Воспроизведение звуковых и слоговых рядов.
Инструкция к проведению: Послушай и повтори за мной.
а) АОУ, УИО, ИУА, УИОЭ, АИОУ
б) БА – ПА; КА – ХА; МА – МЯ; ПА – БА – ПА; ДА – ДА – ТА.
Слоговая структура слова
Задание 10. Слоговая структура.
Инструкция к проведению: Логопед предлагает ребенку картинки. Назови картинки
Оборудование: набор картинок:
• Ноты, муха, вата
• Машина, корова, лопата
• Кот, дом, мяч
• Петух, веник, мешок
• Банка, лампа, сумка
• Телефон, самолет, самовар
• Бабочка, подушка, ромашка
• Хлеб, ключ, танк
• Свеча, звезда, свекла
• Пуговица, паутина, самокат
Задание 11. Воспроизведение слов различной слоговой структуры.
Инструкция к проведению: Повтори за мной:
а) снеговик, мотоцикл, автобус
скамейка, скатерть, гвоздика
мотоциклист, магнитофон, милиционер
аквариум, гимнастика, строительство
б) Водопроводчик чинит водопровод.
Строители работают на строительстве дома.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Словарь
Задание 12. Обобщающие понятия.
Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и назови одним словом.
Оборудование: набор картинок на обобщающие понятия
• Игрушки
• Посуда
• Одежда
• Обувь
• Овощи
• Мебель
• Дикие животные
• Домашние животные
• Деревья
• Цветы
• Продукты
• Транспорт
• Ягоды
• Птицы
• Насекомые
Задание 13. Подбор определений.
Инструкция к проведению: Рассмотри картинки, и скажи какой? Какая?
Оборудование: набор картинок : ЛИСА, ЛИМОН, ЯБЛОКО
Задание 14. Части целого
Инструкция к проведению: Назови части целого.
Оборудование: набор картинок: ДОМ, ЧАЙНИК, СТУЛ
Задание 15. Антонимы
Инструкция к проведению: Послушай слова и скажи наоборот.
• зима, день, начало;
• большой, длинный, широкий, высокий, старый, чистый, острый, добрый, веселый;
• сидеть, одеваться, закрывать;
• далеко, высоко, тихо.
Задание 16. Назвать действие по предъявленному признаку.
Инструкция к проведению: Скажи, кто что делает?
Оборудование: набор картинок по теме «Профессии» (5)
Грамматика
Задание 17. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Инструкция к проведению: Скажи ласково
Оборудование: набор картинок: СТОЛ, СТУЛ, ДОМ, ЦВЕТОК, ЗВЕЗДА, КОЛЬЦО.
Задание 18. Образование существительных обозначающих детенышей животных
Инструкция к проведению: У кошки котенок, а кто у….
Оборудование: набор картинок: СОБАКА, КОЗА, КОРОВА, ОВЦА, ЛОШАДЬ, ЛИСА
Задание 19. Образование относительных прилагательных.
Инструкция к проведению: Стол из дерева деревянный, а как сказать какой (-ая?
Оборудование: набор картинок: МЯЧ ИЗ РЕЗИНЫ, СТАКАН ИЗ СТЕКЛА, ШУБА ИЗ МЕХА, КОРАБЛИК ИЗ БУМАГИ, МАШИНА ИЗ ПЛАСТМАССЫ.
Задание 20. Образование притяжательных прилагательных.
Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и скажи, чей хвост?
Оборудование: набор картинок: ЗАЯЦ, ЛИСА, ВОЛК.
Задание 21. Образование приставочных глаголов.
Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и скажи, что делает машина?
Оборудование: набор картинок МАШИНА ПОДЪЕЗЖАЕТ, УЕЗЖАЕТ, ЗАЕЗЖАЕТ, УЕЗЖАЕТ, ОБЪЕЗЖАЕТ, ОТЕЗЖАЕТ, ПРИЕЗЖАЕТ, ЗАЕЗЖАЕТ.
Задание 22. Изменение существительных по числам.
Инструкция к проведению: Я назову один предмет, а ты много.
Оборудование: набор картинок: СТОЛ - СТОЛЫ, СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЯЙЦО – ЯЙЦА, ВЕДРО – ВЕДРА, ОКНО - ОКНА, ДОМ – ДОМА.
Задание 23. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.
Инструкция к проведению: Логопед предлагает картинку, закрывает рукой и спрашивает: «Чего не стало?»
Оборудование: набор картинок: КАРАНДАШИ, ДЕРЕВЬЯ, СТОЛЫ, СТУЛЬЯ, ДОМА, ШКАФЫ.
Задание 24. Согласование числительных с существительными с в роде, числе, падеже.
Инструкция к проведению: Посчитай предметы от 1 до 5,7.
Оборудование: набор картинок: КАРАНДАШ, ЯБЛОКО, КУКЛА
Задание 25. Употребление предлогов.
Инструкция к проведению: Рассмотри картинку и скажи где кот?
Оборудование: Сюжетная картинка с домом и котами.
Связная речь
Задание 26. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция к проведению: Сейчас я прочту тебе рассказ, послушай и перескажи.
Оборудование: текст рассказа «Зайчик и белочка»
Задание 27. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Инструкция к применению: Посмотри на картинку и составь рассказ.
Оборудование: сюжетная картинка «На горке»
Задание 28. Составление рассказа по серии картинок.
Инструкция к проведению: Рассмотри картинки, расставь их по порядку и составь рассказ.
Оборудование: картинки по серии «Ежик».
Обучение грамоте (подготовительная группа)
Задание 29. Узнай букву.
Инструкция к проведению: Назови буквы, которые знаешь.
Оборудование: Алфавит.
Задание 30. Умение читать.
Инструкция к проведению: Прочитай слово, фразу.
Оборудование: Азбука.
Задание 31. Работа с кассой.
Инструкция к проведению: Выложи лова МАК, МАМА, БУСЫ.
Оборудование: кассы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Звукопроизношение
Высокий – 30 баллов
Средний – 11-29 баллов
Низкий – 0 – 10 баллов
Произношение
2 балла – правильное произнесение звуков.
1 балл – нормированное произнесении звука изолированно, но в словах звук
не автоматизирован.
0 баллов – дефектное произнесение звука или его отсутствие.
Дифференциация
2 балла – точное и правильное воспроизведение
1 балл – правильное произнесение в словах, смешение во фразе.
0 баллов – смешение звуков.
Фонематический слух
Высокий - 14 баллов
Средний - 5 – 13 баллов
Низкий - 0 - 4 балла
Анализ
2 балла - точное и правильное выполнение пробы
0 баллов - неверное выполнение задания, либо отказ.
Синтез
2 балла – задание выполнено точно и правильно
1 балл – задание выполнено с помощью логопеда
0 баллов - неверно выполненное задание, либо отказ
Представления
2 балла – правильное выполнение пробы
1 балл – выполнение со второго предъявления
0 баллов – неверное выполнение задания, либо отказ
Воспроизведение
2 балла - точное, правильно
1 балл – со второго предъявления
0 баллов – неверное выполнение задания, либо отказ
Слоговая структура слова
Высокий - 34 – 30 баллов
Средний - 11-29 баллов
Низкий - 0 – 10 баллов
Самостоятельно
2 балла – правильное выполнение задания
1,5 балла - одна ошибка
1 балл – две ошибки
0,5 балла – три ошибки
0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ
Отраженно (слова сложного слогового состава)
2 балла – правильно выполненное задание
1,5 балла – одна ошибка
1 балл – две ошибки
0,5 балла – три ошибки
0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ
Фраза
2 балла – правильное выполнение задания
1,5 балла - одна ошибка
1 балл - две ошибки
0,5 балла – три ошибки
0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ.
Словарь
Высокий – 35 -30 баллов
Средний – 11-29 баллов
Низкий – 0 -10 баллов
Обобщающие понятия
1 балл – за каждое правильное обобщающие понятие
0,5 балла – понятие имеется в импрессиве
0 баллов – понятие отсутсвует, либо отказ
Подбор определений, действий
1 балл – за правильно подобранное понятие
0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ
Части целого
2 балла – точное, правильное выполнение пробы
1 балл – называет не все части
0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ
Антонимы
1 балл – за правильное выполнение пробы
0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ
Словообразование, словоизменение
Высокий – 48 -36 баллов
Средний – 16 – 35 баллов
Низкий – 0 -15 баллов
1 балл – за каждую правильно образованную форму
0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ
Связная речь
Высокий – 6 баллов
Средний – 3-5 баллов
Низкий – 0 – 2 балла
Пересказ
2 балла – самостоятельный пересказ после первого прочтения
1,5 балла – пересказ с минимальной помощью 2-3 вопроса
1 балл – правильный пересказ после повторного прочтения
0 баллов - задание не выполнено, даже при минимальной помощи, либо отказ
Составление рассказа по серии картинок
2 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности
и составил рассказ
1,5 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности
и составил рассказ с минимальной помощью
1 балл – картинки разложил и составил рассказ с минимальной помощью
0 баллов – задание не выполнено, либо отказ
Составление рассказа по картинке
2 балла – составляет рассказ самостоятельно
1 балл - перечисляет то, что видит
0 баллов – задание не выполнено, либо отказ
Обучение грамоте (Подготовительная к школе группа)
Высокий – 13 баллов
Средний – 3 -12 баллов
Низкий - 0 -2 баллов
Знание букв
2 балла – знает и называет все буквы
1 балл – знает и называет более 10 букв
0 балов – не знает букв, либо отказ
Чтение
2 балла – читает фразы
1 балл – читает слова
0 баллов – не читает, либо отказ
Работа с кассой
2 балла - складывает слова
1 балл – складывает с ошибкой
0 баллов – не выполнил задание, либо отказ