Папки-передвижки

Диагностика личности младшего школьника

Надежда Коробочкина
Диагностика личности младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы

Энергия детства неисчерпаема. Нам, взрослым, надо лишь умело направлять ее. Знаем ли мы достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем? «Конечно!»,— ответит большинство педагогов и родителей. Однако в жизни бывает не так. К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаем, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения.

Публикация «Диагностика личности младшего школьника» размещена в разделах

Не понимая ребенка, мы порой предъявляем к нему требования, не соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в характере и поведении ребенка ведет к серьезным упущениям в воспитании, последствия которых могут проявляться спустя годы. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребенка создаст основу для сознательного обдуманного управления развитием с учетом возрастных изменений.

При существовании общих закономерностей каждому ребенку свойствен свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. Она позволяет выявить не только наличный (актуальный) уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учесть возможности «зоны ближайшего развития» ребенка.

Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство — найти в ребенке то, что скрыто от других. Наличие этого особого качества у педагога во многом зависит от его знаний и опыта.

Диагностика определяет относительный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нем происходят.

Овладение технологией педагогической диагностики позволяет педагогу и воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. Этот принцип был выдвинут еще в 40-е годы советским психологом С. Л. Рубинштейном. Ученый считал, что «изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их,— таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».

В 60—70 гг. идея была подхвачена и творчески разработана педагогами-исследователями В. И. Петровой и О. С. Богдановой. Занимаясь исследованием и методикой воспитательного процесса и уделяя особое внимание нравственному развитию младших школьников, ими был разработан целый комплекс диагностических методик по изучению нравственной воспитанности детей этого возраста ("Стрелок", "Билет", "Конструктор", "Выбери фотографию", "Щенок" и др., даны рекомендации по их применению. Эти и другие методики были широко известны педагогам по книгам «Азбука нравственного воспитания» (под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой, «Методика воспитательной работы в начальных классах» (авторы — В. И. Петрова и О. С. Богданова).

Известно, что каждый период в жизни человека имеет свои особенности, когда на первый план выдвигаются первоочередные проблемы, но все же индивидуальность ребенка проявляется в результате изменений, совершенствования всего процесса развития. В этом смысле значимость возрастного периода от 6 до 10 лет трудно переоценить. Привитое, усвоенное впервые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Младший школьный возраст — это самоценный период, на протяжении которого развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть за его пределы в подростковую жизнь.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Начиная с 6—7-летнего возраста, у детей складываются простые, но уже обобщенные, специфические для данного человека устойчивые психологические механизмы. Характерная потребность ребят этого возраста — жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления. Но по-прежнему определяющее место в их жизнедеятельности принадлежит эмоциям. Представления о себе, своих товарищах и окружающих людях, о героях книг и кинофильмов строятся главным образом на основе оценок взрослого, авторитет которого еще достаточно высок. Однако следует помнить, что негативные проявления, наблюдаемые во взрослой среде, сказываются и на детях. Они легко переносят из взрослого противоречивого мира негативные установки, оценки- ориентиры.

Что же характерно для сегодняшних мальчишек и девчонок? Какие они? Изменения в жизни пашет общества и окружающего мира — объективная предпосылка для проявления у современных детей нового образа мыслей, вкусов, привычек, интересов и ценностей. Такое явление как акселерация захватывает не только физическое, но и умственное их развитие. Дети поумнели и "переваривают" гораздо больший поток информации, чем раньше. Современные дети стали рано проявлять необычную прежде самостоятельность и независимость. Порой они поражают взрослых своими способностями, удивляют взрослостью суждений. Они раньше начинают задумываться о самих себе, о своем месте в жизни. Это нас радует и удивляет, но мы не всегда к этому готовы. Но все-таки они еще дети, и очень нуждаются в нашей взрослой умной и корректной помощи. Помочь им найти себя, раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность — важнейшая психолого-педагогическая задача, решать которую приходится каждому педагогу.

Для того чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, с которыми вы живете, кто ежедневно приходит к вам на занятия, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, мы предлагаем набор диагностических методик.

Отбирая их, мы исходили из соображений компактности описания самой методики, относительной легкости ее проведения и отработки. Методики органично связаны с жизнедеятельностью детей, носят практический характер, доступны и привлекательны по форме, содержанию, включают элементы игры, творчества.

Применение диагностических методик ставит всех детей в одинаковые условия и помимо вопросов на воображаемое поведение предполагает естественные, реальные ситуации, соответствующие возможностям младшего школьного возраста. Вместе с тем методики имеют достаточный уровень трудности поставленной перед ребенком задачи, носят развивающий характер.

При проведении предлагаемых методик дети должны четко знать, что от них требуется; экспериментальная ситуация не должна восприниматься ими как строгий экзамен, проверка, а потому проводить их надо в спокойной и доброжелательной обстановке. По результатам одной-двух методик нельзя судить о качествах, характере ребенка — Только набор взаимодополняющих, взаимопроверяющих методик могут дать объективную картину. Данные, полученные при помощи методик, свидетельствуют об уровне развития личности ребенка только в данный момент.

Существует много методик для изучения самых различных сторон развития личности ребенка. Остановимся на тех из них, с помощью которых можно выявить направленность и интересы, желания, ценностные ориентации и потребности детей младшего школьного возраста. Именно эти свойства, на наш взгляд, являются интегрирующими, стержневыми в развитии человека.

Если бы ты был волшебником.

Если бы у тебя была волшебная палочка

Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, т. к. маленьким еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.

Анализ ответов может быть выполнен но следующей схеме: для себя, для других ( ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще).

Золотая рыбка.

Своеобразие этой методики состоит в том, что дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний, и от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. Ребята вводятся в воображаемую ситуацию словами: «Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: «Что тебе надобно?»

Для создания особого настроя, введения в сказочно-игровую ситуацию хорошо помогают игровые элементы-символы: волшебная палочка, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.

Цветиксемицветик.

Дети читают (вспоминают) сказку В. Катаева с этим названием. Возможен просмотр мультфильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветиксемицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Затем лепестки с желаниями дети вручают тем, кому они адресованы.

Обработка результатов может проходить по такой схеме:

1- выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу;

2- сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т. п.); нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т. п.); познавательные (научиться чему-то, стать

кем-то); разрушительные (сломать, выбросить и т. п.).

Загадай желание.

Ребенку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. «Представь себе, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?» Ребенок может написать его или сказать взрослому (по секрету).

Для ребят постарше можно использовать анкету "Мои желания". Из списка разных желаний предлагается выбрать "свои" желания: стать известным в школе, городе, стране, мире; иметь много друзей; приносить радость близким людям; заниматься любимым делом; стать богатым; иметь куклу Барби: научиться играть на компьютере; есть каждый день мороженое и т. п.

Список желаний ребята могут продолжить сами.

Радости и огорчения (методика незаконченных предложений).

При ее проведении возможны варианты.

1. Ребятам предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда.

Больше всего я огорчаюсь, когда.

Методика имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной анкетой. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, поскольку здесь как бы задается ритм ответа, что психологически облегчает работу ребенка.

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

3. Дети получают по лепестку ромашки сделанной, из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя».

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива (группы, класса, кружка).

Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

Публикации по теме:

Маски для подвижных игр.Маски для подвижных игр. В прошлом году мы набрали 14 малышей в ясельную группу. Дети все очень подвижные, активные, шустрые. Надо бы направлять эту активность в.

Наши зимние прогулки.Наши зимние прогулки. Любим мы ходить гулять Свежим воздухом дышать. Солнце, воздух и вода Наши лучшие друзья. На прогулке мы закаливаем свой организм, играем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика личности младшего школьника
Опубликовано: 13 августа 2014 в 08:35
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика личности младшего школьника» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Коробочкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД